От розового зайца до черного пиара

«Горячие» одномандатные округа захлебываются в агитационных войнах

Наталья Рожкова 15.09.2016, 23:49
Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Последняя неделя перед выборами в Госдуму ознаменовалась целым рядом скандалов, связанных с «черной» агитацией. «Газета.Ru» изучила эти случаи и пришла к выводу, что все они связаны с высококонкурентными округами: именно кандидаты-одномандатники с наибольшим удовольствием публикуют друг против друга «чернуху» или материалы «на грани фола».

Склад «черной» типографской агитпродукции, направленной против кандидатов от КПРФ в 199-м округе Москвы, обнаружили во вторник вечером в Подмосковье столичные коммунисты. Жалобы в связи с этим КПРФ уже подала в полицию, прокуратуру и Центризбирком. Секретарь ЦИК Майя Гришина, курирующая в комиссии вопросы агитации, заверила «Газету.Ru» в том, что она в курсе проблемы и все жалобы будут рассмотрены до дня голосования.

«Черный склад», как его уже окрестили блогеры в интернете, обнаружился в Котельниках по адресу Дзержинское шоссе, 3а. Его арендует фирма ООО «РДГ», она же занимается распространением. О существовании склада коммунисты узнали от собственных информаторов, сообщил «Газете.Ru» глава фракции КПРФ в Мосгордуме Андрей Клычков. Прибыв на место, коммунисты нашли там богатую коллекцию «чернушных» материалов, направленных против кандидата-одномандатника от КПРФ Дениса Парфенова (200-й Медведковский округ). По словам Клычкова, часть продукции была без выходных данных, часть — с подложными выходными данными (то есть якобы оплачена с предвыборных счетов самих кандидатов).

Совокупный тираж вывезенных полицией материалов — 600 тыс. копий, сейчас они хранятся в ОВД «Котельники».

Розовый зайчик против обвинений в голубизне

«Я знаю этот эпизод, но из СМИ или жалобы, не могу точно сказать, — заявила «Газете.Ru» Майя Гришина. — В любом случае все жалобы будут рассмотрены до дня голосования».

Фантазии не установленных пока «черных» пиарщиков можно только позавидовать. В ассортименте — листовки, намекающие на якобы нетрадиционную сексуальную ориентацию Парфенова, а также ответ на эти обвинения, исполненный от его имени и подтверждающий «обвинения» (в духе «я счастлив быть в одном ряду с Сократом и Оскаром Уайльдом»).

Тут же поздравления мусульман с праздником Курбан-байрам на русском и таджикском языках (подпись Парфенова, впрочем, везде на русском — чтобы целевая русскоязычная аудитория поняла) и газета «Братья и сестры во Христе!», посвященная «сектантству» Парфенова, притом что другая листовка ставит ему в вину учебу в православной школе «Знак».

Помимо этого, на складе обнаружилось два вида легальных печатных агитматериалов лидера партии «Зеленые» Олега Митволя — он является конкурентом Парфенова в одномандатном округе. Эти материалы остались на складе. Коммунисты отмечают, что агитпродукция Митволя находилась «в том же месте, в то же время», однако прямо не обвиняют его в заказе «чернухи».

В разговоре с «Газетой.Ru» Митволь обвинил коммунистов в том, что депутат КПРФ Владимир Родин «протаранил автомобилем» двери склада: «Есть такая статья — проникновение со взломом! Директор этой компании уже написал на них заявление в полицию». Митволь также пожаловался главе Центризбиркома Элле Памфиловой на то, что из-за атаки коммунистов на склад ему помешали в агитации.

А что до «чернухи», то у него самого есть претензии к коммунистам: Денис Парфенов в своей официальной газете выпускает антимитволевские материалы, включая карикатуру, изображающую Олега Митволя в виде розового зайчика.

Совершенно секретная фальшивка

Жалоб на «черную» агитпродукцию в последнюю неделю стало особенно много. В 206-м (Тушинском) избирательном округе на этой неделе у станций общественного транспорта раздавали «черную» газету против кандидата-одномандатника от «Яблока» Дмитрия Гудкова. Восьмиполосная газета формата А3 полностью посвящена теме «Гудков — американский шпион»: обвинения изложены в развязном бульварном стиле и перемежаются с антисемитскими высказываниями в адрес других «яблочников», например Льва Шлосберга. Достоверности придает логотип газеты «Совершенно секретно» на первой полосе и выходные данные того же издательского дома. Тираж, если верить выходным данным, — 843 тыс. экземпляров, чего с запасом хватило бы, чтобы полностью накрыть одномандатный округ (в нем примерно 500 тыс. избирателей).

Редакция «Совершенно секретно» уже опровергла свою причастность к этому выпуску. Заместитель главного редактора издания Алексей Богомолов сообщил «Газете.Ru», что в данный момент главный редактор издания находится за границей, но на следующей неделе прибудет в Москву, после чего редакция решит, обращаться ли в правоохранительные органы в связи с нарушением авторских прав и «кражей» бренда.

«В районе 20–21-го числа руководство редакции выработает общую позицию, — сказал он. — Вещь неприятная для нас. С одной стороны, любой фейк неприятен, с другой стороны — это показывает определенную известность нашей газеты, если ее используют таким образом».

Сам Гудков сообщил «Газете.Ru», что представители штаба написали заявление в правоохранительные органы, однако реакции до сих пор не последовало. «Мы вообще всегда вызываем полицию, когда идет незаконная агитация, — сказал он. — Но весь огромный тираж уже распространен». Гудков считает, что газета «антисемитская, фашистская», так что есть основания для возбуждения уголовного дела. Однако до выборов у штаба нет времени настаивать на поисках заказчика.

Посади свинью за стол

Настоящая война «черной» печатной продукции разразилась в Санкт-Петербурге. В начале августа Партия роста выпустила по трем одномандатным округам (215, 217 и 218-му) газету с материалами «на грани фола» в адрес «Справедливой России» (СР), сообщила «Газете.Ru» секретарь Бюро регионального отделения эсэров Надежда Тихонова. Особенную остроту этому сюжету придает то, что в 217-м округе от Партии роста баллотируется бывший член СР Оксана Дмитриева.

Больше всего «Справедливую Россию» задела карикатура, намекающая на принцип «семейственности» в составлении избирательных списков.

На рисунке изображен лидер партии Сергей Миронов в кругу семьи, все родственники подписаны («жена», «сестра жены»), а слева от главы эсэров за столом восседает (неподписанная) свинья.

Однако претензии у горизбиркома возникли не к этой картинке, а к цитате самого Миронова, которая была использована в одном из текстов. По закону в агитматериалах разрешено цитировать чьи-то слова о кандидате или избирательном объединении только с разрешения автора этих слов. Кроме того, в газете «пиарились» сразу два кандидата Партии роста: один баллотируется в Госдуму, другой — в питерское заксобрание. А оплачен выпуск был с избирательного счета только одного из них, что является нарушением.

На этом основании избирательная комиссия запретила распространение газеты, однако тираж все равно был роздан на руки, говорит Тихонова.

«Мы пытались на пикетах подходить к разносчикам, предъявлять это решение избиркома и говорить, что газета распространяется незаконно, но правоохранительные органы бездействовали, а мы же не будем заниматься самоуправством», — пояснила она.

Милонова ранили стрелою

Не только представители оппозиции становятся жертвами «черного» (или предполагаемого «черного») пиара. В 218-м округе (Санкт-Петербург) кандидат от «Единой России» Виталий Милонов утверждает, что поймал грузовик с «чернухой» в свой адрес, которую издал его конкурент от той же Партии роста Дмитрий Павлов.

«Машинами возили «чернуху», машинами! — рассказал Милонов «Газете.Ru». — Полиция, слава богу, задерживает, и запретила к распространению его газету избирательная комиссия, поскольку это просто хамство — публиковать данные социологических опросов, которые публиковать уже запрещено».

По словам Милонова, его обвиняют в том, что он «агент Соединенных Штатов», а также режут ему агитационные кубы, где в пикетах стоят «бабушки-блокадницы». Как и в случае со складом в Котельниках, обвинения в адрес Павлова базируются на том, что «белые» агитки кандидата от Партии роста и «черная» продукция против Милонова находились в одном грузовике.

Пресс-секретарь Оксаны Дмитриевой Ольга Ковалевская заверила «Газету.Ru», что «какая-то «чернуха» против Милонова ходит», но Павлов тут ни при чем: «Ничего запрещенного в штабе я не видела.

Есть официальная газета, которую выпустил Павлов, там на обороте карикатура на Милонова: у карикатурного персонажа, похожего на Виталия Валентиновича [Милонова], в попе торчит стрела, которую пустил в него карикатурный персонаж, похожий на Дмитрия Геннадьевича [Павлова].

Эту газету нам к распространению действительно запретил территориальный избирком, потому что там данные соцопросов». Впрочем, в Партии роста считают, что в агитматериалах эти данные использовать можно, и на момент разговора с «Газетой.Ru» партийцы были намерены «отбить» запрет на распространение газеты.

Что делать?

Активизация «черных» агитационных технологий связана с возвращением выборов по одномандатным округам. Сам жанр «газеты против кого-то» больше всего востребован в персональной электоральной схватке. Абсолютно все одномандатные округа, где возникла эта проблема, — высококонкуретные.

Концентрация скандалов в последнюю неделю перед выборами тоже понятна: на разбирательства уже нет времени, а после 18 сентября победа (или поражение) все спишет.

Майя Гришина через «Газету.Ru» напоминает кандидатам, что при обнаружении незаконных агитматериалов обращаться надо не в ЦИК, а в правоохранительные органы. Впрочем, их полномочия тоже весьма ограничены. Вот почему многие жертвы «черного пиара» ищут в своем деле уголовный состав: например, Виталий Милонов уверен, что его обидчиков можно было бы привлечь по 282-й статье. А еще он хочет предложить Госдуме поправку: чтобы типографии не печатали предвыборные газеты без отмашки избиркома.

Об «уголовке» можно говорить, только если газета подложная — это значит, кто-то незаконно финансировал агитацию против кандидата. «Если установить изготовителя, заказчика и источник финансирования, то это уже дело Следственного комитета», — говорит Гришина. Уголовная ответственность наступает, только если незаконное финансирование оказывалось в особо крупном размере — более 1 млн руб. По словам Андрея Клычкова, на складе в Котельниках хранилось «левой» печатной продукции на сумму более 2 млн руб., но надо еще установить заказчика и исполнителей.

«То, как сформулирован состав, не позволяет органам внутренних дел проводить оперативно-разыскные мероприятия, соответственно, возможность установить заказчиков сводится на нет», — признает Гришина.

А по КоАП наказание несерьезное: за выпуск газеты без выходных данных или с подложными виновникам (если их удастся установить) грозит максимум административный штраф. Майя Гришина считает, что полицейским надо дать полномочия по розыску «чернушных» заказчиков, это увеличит шансы на то, что дела будут доходить до суда. Но политиков больше интересует не наказание виновных задним числом, а оперативное изъятие «чернухи» из обращения. «Это вопрос реагирования соответствующих структур, — считает Клычков. — Могут же листовки оппонентов за один день зачищать? Здесь нужно требовать исполнения существующего закона, а не принятия нового».