Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Не сдал экзамен «Единой России»

Дмитрия Ливанова могут исключить из высшего совета «Единой России»

Наталья Галимова, Владимир Дергачев, Елизавета Маетная, Андрей Винокуров 05.02.2016, 16:15
Станислав Красильников/ТАСС

Единороссы хотят исключить министра образования Дмитрия Ливанова из высшего совета партии. Решение может быть принято в субботу на съезде ЕР, если инициативу одобрит партийный лидер, премьер-министр Дмитрий Медведев. Единороссы готовы избавиться от Ливанова, потому что он очень удобная мишень для критики, высказывать претензии в его адрес во время выборов будут все партии, считает эксперт.

О том, что министр образования Дмитрий Ливанов может быть выведен из высшего совета «Единой России», «Газете.Ru» рассказал источник в партии. В субботу, во второй день съезда ЕР, пройдет плановая ротация руководящих органов — генсовета и высшего совета. Под предлогом ротации Ливанова и могут вывести «вон».

Министр образования — самый нелюбимый единороссами член правительства, партийцы регулярно критикуют его.

Но решение, исключать Ливанова из руководящих органов или нет, будет принимать премьер, лидер ЕР Дмитрий Медведев — «министры находятся в его компетенции», подчеркивает еще один единоросс.

Вопрос дальнейшего пребывания Ливанова в высшем совете решится либо в пятницу вечером, либо в субботу утром.

Ливанов не единственный министр, который входит в высший совет. В нем также состоят глава Минобороны Сергей Шойгу, министр финансов Антон Силуанов и глава Минсельхоза Александр Ткачев.

«Работа Ливанова не находит поддержки в партии. Мы неоднократно критиковали его деятельность, но никакой реакции не было» — так объясняет негативное отношение партийцев собеседник, близкий к руководству ЕР.

Первый зампред комитета по образованию единоросс Владимир Бурматов, являющийся одним из наиболее ярых критиков Ливанова, заявил «Газете.Ru», что «у Минобразования проблемы с коммуникациями с профессиональным сообществом — чиновники не решают реальных проблем педагогов»: «Мы видим бюрократизацию образования — педагоги завалены бумагами и превращаются в клерков. Растет объем ведомственных проверок в учебных заведениях — людей просто душат бумагами. Идет бездумная реорганизация вузов, массовое уничтожение конкретно педагогических вузов — их либо закрывают, либо сливают с другими вузами общего профиля».

Единороссы критиковали Ливанова и на недавнем правительственном часе в Госдуме. В частности, глава комитета по образованию Вячеслав Никонов заявлял, что в своем докладе министр обошел реальные проблемы, которые волнуют учеников, студентов, ученых и педагогов, — например, понижение грамотности молодых людей, поступающих в вузы, задержки с выдачей зарплат в регионах.

Касаясь ведомственных проверок учебных заведений, Никонов говорил, что «после того, как запретили кошмарить бизнес, все бросились кошмарить школы, детские сады и вузы».

Заслуженный учитель РФ, директор московского центра образования №109 Евгений Ямбург заявил «Газете.Ru», что, будучи сопредседателем общественного совета при министерстве, имеет возможность работать с Ливановым лично и уверен в том, что тот принимает выверенные, профессиональные, сбалансированные решения: «И это позволяет решить проблемы образования. Например, можно сколько угодно критиковать ЕГЭ, но надо понимать, что его не отменят, и поэтому надо стремиться к модернизации и «очеловечиванию» единого госэкзамена. Одна из коренных причин огромного количества фальсификаций результатов ЕГЭ заключалась в том, что его итоги были в числе показателей, по которым оценивалась работа губернаторов. Профессиональное сообщество три года боролось с этим, и министр решил вопрос. Больше это соцсоревнование не происходит, и случаи, когда бывают нарушения на ЕГЭ, теперь являются редчайшими», — подчеркивает педагог.

Что касается отчетности, которую якобы в огромных количествах требует Минобразования, то, по словам Ямбурга, дело обстоит ровно наоборот: министерство запрашивает минимальное количество бумаг, а все остальное требуют другие ведомства — МЧС и прокуратура.

В тех рамках, которые ему поставлены, Ливанов делает все возможное, а раскритиковать при желании можно любого, констатирует заслуженный учитель России.

В преподавательской среде к Ливанову сформировалось противоречивое отношение, в свою очередь замечает заслуженный учитель России Евгения Абелюк. По ее словам, достижениями министра можно назвать борьбу с поддельными диссертациями, принятие разумного государственного образовательного стандарта, примерных учебных программ с возможностью вариативного преподавания. Кроме того, сегодня Минобразования говорит о необходимости изменения единого госэкзамена, что важно. В минусы же министру можно записать непродуманную систему рейтингов учебных заведений, а также их объединение. «Очень много разрушается по дороге», — считает Абелюк.

В пресс-службе Минобразования от комментариев отказались. «В настоящий момент министерство занято работой по исполнению майских указов президента, постановлений и поручений правительства, по выполнению работ в рамках госпрограмм и ведомственных планов на ближайший год и более долгосрочную перспективу. Мы не можем уделять время комментированию слухов», — заявили в ведомстве «Газете.Ru».

«Во время предвыборной кампании Ливанова будут критиковать все партии, он очень удобная мишень для критики, потому что у нас каждый считает себя компетентным в образовании, даже если всего лишь только школу закончил, — говорит политолог Алексей Макаркин. —

Ливанова уже активно ругают, и поэтому ЕР хочет от него как-то дистанцироваться, им и Медведева, который пойдет первым номером в списке, как объекта для критики хватит.

Понятно, что правительству и Медведеву во время кампании сильно достанется».

По словам Макаркина, чаще всего Ливанову достается за внедрение Болонской системы образования (считается, что переход на двухуровневую систему образования — магистратуру и бакалавриат — дает больше возможностей гражданам, получившим высшее образование в России, трудоустроиться потом в ЕС. — «Газета.Ru»). «Сейчас очень сильна ностальгия по СССР и советской системе образования, многие уже просто забыли, сколько в высшей школе было чисто идеологических предметов или тех же обязательных поездок в колхозы на сборы урожая, что, конечно же, не имело к образованию никакого отношения. Болонская же система интегрирована в мировое сообщество, — поясняет Макаркин. — Поэтому критика того же Ливанова связана с политическим моментом, и держать его в высшем совете «Единой России» становится просто невыгодно».