Особые поправки для Донбасса

Верховная рада Украины поддержала внесение поправок в конституцию

, ,
Верховная рада поддержала проект поправок к конституции о децентрализации страны и местном самоуправлении отдельных районов Донбасса. Украинские противники поправок считают их уступками Москве. В самопровозглашенных республиках ими также недовольны, поскольку не видят в них реальных преференций для ДНР и ЛНР. Действия украинских властей усиливают их дипломатические позиции, но могут привести к еще большему отчуждению сепаратистских территорий.

Дважды исполнив национальный гимн и послушав поэзию, украинский парламент в четверг сделал важный шаг на пути к формальному соблюдению минских соглашений по урегулированию конфликта в Донбассе. Категоричные разногласия не помешали Верховной раде поддержать президента Петра Порошенко с его свежей версией законопроекта о внесении изменений в конституцию Украины, предусматривающего проведение административной реформы и децентрализацию власти.

Против этого проекта в Верховной раде уже высказывались фракции «Самопомощи», Радикальной партии и «Батькивщины», однако президентский проект в четверг поддержали 288 народных депутатов.

Этого шага от Порошенко ждали давно: децентрализация власти была одним из его предвыборных обещаний и важным пунктом минских соглашений.

Теперь алгоритм будет следующим: после рассмотрения законопроекта Конституционный суд должен сделать вывод о его соответствии (или несоответствии) конституции страны, затем заключение будет разослано депутатам и президенту. Если парламент одобрит законопроект в первом чтении не менее чем 226 голосами, его внесут на рассмотрение на следующей сессии, где он должен будет набрать уже не менее 300 голосов.

«Слив Донбасса» или символический жест


Законопроект предполагает два основных изменения — децентрализацию власти и нормы об особенностях осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Первый пункт не несет реальной децентрализации и предполагает введение в регионах института префектов, которые будут подконтрольны президенту.

По сути, Украина остается унитарным государством с сильной президентской властью.

Второй же пункт по самоуправлению в отдельных районах Луганской и Донецкой областей вызвал шквал возмущения. Есть две основные его интерпретации. Согласно первой, документ «сливает Донбасс России» — дает реальную автономию самопровозглашенным республикам. Вторая — поправки являются символической уступкой, не дающей сепаратистам реальных преференций, но при этом демонстрирующей соблюдение минских договоренностей.

Норму об отдельных районах Луганской и Донецкой областей ее противники называют филологическим трюком, в результате которого эти регионы на самом деле получат особый статус.

Еще накануне, 15 июля, в первоначальной версии президентского законопроекта было предложено, чтобы особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определялись отдельным законом. А уже 16 июля в новой редакции законопроекта с пометкой «Доработанный» эту норму перенесли в переходные положения конституции, тем самым повысив статус поправок.

«Грустно» — так отреагировала на исход сегодняшнего голосования вице-спикер Оксана Сыроед. Ее однопартийцы из «Самопомощи» проголосовали против, за исключением Анны Гопко. Против голосовали также некоторые внефракционные депутаты. Лидер Радикальной партии Олег Ляшко призывал «не поддаваться на шантаж» и не приступать к рассмотрению документа, который выгоден Москве и антипатриотичен, после чего затянул с трибуны гимн.

Скептики считают, что все слова о местном самоуправлении в ЛДНР — игра слов.

«У Донбасса не будет отдельного статуса в конституции! У него будет специальный статус», — иронизировал народный депутат Игорь Луценко из «Блока Петра Порошенко» в ответ на выступление президента. Однако Порошенко с этой позицией не согласен. С трибуны Рады он заявил, что «проект конституции не предусматривает и не может предусматривать никакого особого статуса Донбасса».

А допускается возможность «специфического порядка местного самоуправления в отдельных административных единицах Донецкой и Луганской областей, что определяется отдельным законом». Традиционно он уверил, что Украина останется унитарным государством.

Политолог Константин Батозский рассказал «Газете.Ru», что внесенные поправки «отвечают всем разумным требованиям «федерализации», которые были озвучены активными жителями Донбасса». Само изменение административно-территориального деления Украины, предполагающееся реформой, фактически является частью предвыборной программы Петра Порошенко. Политолог подчеркивает, что особый порядок устройства самоуправления в отдельный районах Донецкой и Луганской областей позволит провести в этих регионах выборы по украинским законам: «Это поможет создать условия для их международного признания».

Источники «Украинской правды» утверждают, что решение изменить текст предложенных поправок и пойти хотя бы формально навстречу Москве и сепаратистам было принято после визита на Украину представителя Госдепартамента США Виктории Нуланд. Она прибыла в Киев 15 июля и провела ряд переговоров с руководством Украины, включая спикера парламента Владимира Гройсмана и других парламентариев. Во время ключевого голосования она также находилась в сессионном зале Верховной рады.

О давлении Запада на украинские власти в этом вопросе заявила и вице-спикер Верховной рады Оксана Сыроед: «В эти часы и минуты осуществляется огромное давление на народных депутатов со стороны международного сообщества для того, чтобы ДНР и ЛНР получили особый статус в нашей конституции. Аргументируют необходимостью «продемонстрировать выполнение минских договоренностей».

Риски абхазского сценария


Переговорщики от ЛНР и ДНР в минском процессе Владислав Дейнего и Денис Пушилин ожидаемо приняли поправки в штыки, поскольку они не были согласованы с самопровозглашенными республиками. Кроме того, они хотят «особый статус» для Донбасса навсегда, а не временно. По их словам, конституция Украины не предусматривает такого понятия, как отдельные районы, и, даже если закон об особом статусе будет принят, Конституционный суд сможет его опротестовать.

Один из околокремлевских собеседников «Газеты.Ru» согласен, что никаких реальных преференций ЛДНР поправки о местном самоуправлении не дадут, поскольку они зафиксированы в переходных положениях конституции, которые в любой момент можно отменить.

Собеседник видит в этом символический жест, реально никак не продвигающий минские соглашения.

С этим согласен и глава украинского центра «Пента» Владимир Фесенко: «Киев демонстрирует готовность выполнять минские договоренности. Закон не вводит «никакого особого статуса» для территорий на юго-востоке Украины, речь идет лишь о том, что осуществление местного самоуправления должно регулироваться «отдельным законом». Порошенко не может сказать напрямую, что минские соглашения не будут реализованы, поэтому он делает дипломатические шаги».

Фесенко не уверен, что стороны смогут найти компромисс по Минску-2, и полагает, что понадобятся новые переговоры для прекращения огня на линии соприкосновения сил АТО и сепаратистов.

Окончательный крест на Минске-2 могут поставить местные выборы в ЛДНР в октябре, которые пройдут без участия украинских политических сил, СМИ, избиркомов.

Украинские нардепы 14 июля приняли закон о местных выборах, запрещающий проведение голосования в Донбассе, а также в Крыму, который Киев считает своей территорией.

При этом околокремлевские источники «Газеты.Ru» уверяют, что никакого Минска-3 быть не может, Москва настаивает именно на текущих соглашениях. Если минский процесс не двинется, то Москва готова на абхазский или южноосетинский вариант для Донбасса, говорит собеседник.

Этот сценарий будет заключаться в усилении экономических и социальных связей ЛДНР с Россией и массовой раздаче в регионе российских паспортов.

Позиция Москвы и Киева, говорят источники «Газеты.Ru», не менялась последние месяцы. Киеву нужны возвращение реального контроля над регионом и границей с Россией, вывод всех пророссийских сил из Донбасса. Москва же лоббирует номинальную реинтеграцию Донбасса в Украину, снятие блокады региона Киевом, сохранение кремлевских ставленников во власти ДНР и ЛНР. Однако по действиям обеих сторон видно, что на серьезные уступки по всем этим вопросам они пока идти не готовы.