В Министерстве юстиции сообщили о полугодовой приостановке деятельности ассоциации «Голос». Как указано в заявлении ведомства, этот шаг связан с тем, что ассоциация не подала документы на включение в реестр НКО, выполняющих функции «иностранного агента».
«Согласно федеральному закону «О некоммерческих организациях» в случае приостановления деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции «иностранного агента», приостанавливаются ее права как учредителя средств массовой информации, ей запрещается проводить массовые акции и публичные мероприятия. Также предусмотрен запрет на использование банковских вкладов, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, уплате налогов, сборов и штрафов», — заявляют в ведомстве.
Исполнительный директор «Голоса» Григорий Мельконьянц заявил «Газете.Ru», что «поступок Минюста выглядит странным».
«Процедура ликвидации и так была начата, деятельность и так приостановилась под давлением властей. Мы подготовились и ведем параллельную работу над организацией новой структуры, ассоциации общественных объединений, которой по закону об общественных объединениях не обязательно иметь юридическую регистрацию, и готовимся к регистрации новой НКО. Все эти структуры будут иметь название «Голос», — пояснил он.
Кроме того, решение Минюста о признании «иностранным агентом» «Голос» планирует обжаловать, в том числе в ЕСПЧ.
Минюст в апреле официально объявил ассоциацию «Голос» «иностранным агентом», обвинив в политической деятельности, которой власти посчитали составление проекта избирательного кодекса. Решение о признании «Голоса» «иностранным агентом» вступило в силу 14 июня. После этого Минюст настаивал на том, чтобы ассоциация зарегистрировалась в качестве «иностранного агента», несмотря на то что финансирование организации из-за рубежа прекратилось с ноября прошлого года — до момента вступления в силу закона об НКО. В результате «Голос» решил самоликвидироваться и зарегистрироваться заново, чтобы подготовить наблюдателей на выборах московского мэра, которые пройдут 8 сентября.
«Решение Минюста может быть связано с выборами, власть боится нашей работы и пытается сделать все, чтобы наблюдение не состоялось», — считает Мельконьянц.
Однако, несмотря на приостановление деятельности юрлица, «Голос» уже в новом качестве будет организовывать работу Общественного центра наблюдателей на выборах мэра Москвы, также будет вестись традиционная «Карта нарушений».
По словам эксперта «Голоса», кандидата юридических наук Андрея Бузина, работать в новых условиях будет сложнее: незарегистрированному объединению нельзя вести финансовые дела, у него нет бухгалтера и счетов.
«Но, думаю, эксперты, в том числе и я, будут (безвозмездно. — «Газета.Ru») продолжать сотрудничество с «Голосом», даже при отсутствии у него юридического статуса. Все равно это было по большей части общественной деятельностью. «Голосу» уже удалось сделать многое. Главное — что люди, в основном в столицах, стали понимать, что выборы в России фактически являются имитацией. Дело ассоциации продолжают «Сонар» и «Гражданин-наблюдатель», — сказал Бузин.
По его словам, эксперты продолжают работать над теми же проблемами в рамках других структур: Аркадий Любарев и Александр Кынев в Комитете гражданских инициатив Алексея Кудрина, сам Бузин заверил, что будет участвовать в работе Общественного центра наблюдателей.
Новая редакция закона об НКО, согласно которой и приостановили деятельность «Голоса», была принята Госдумой прошлой весной. Документ предписывал некоммерческим организациям, занимающимся политической деятельностью и получающим иностранное финансирование, зарегистрироваться в реестре «иностранных агентов». Уже тогда эксперты предсказывали, что основной целью закона станет ассоциация «Голос». В итоге к «агентам» отнесли, например, правозащитные организации «Агора», «Мемориал» и даже «Комитет солдатских матерей» в Костромской области.
Один из авторов закона об НКО — депутат Госдумы от «Единой России» Александр Сидякин в разговоре с «Газетой.Ru» подчеркнул, что Минюст «принял правильное решение по делу».
«Любое исполнение легитимно принятого закона — реализация общественного договора. Закон обязателен к исполнению, а заявления о том, что он не будет исполняться — проявление нигилизма. «Голос» очевидно занимался политической деятельностью и получал финансирование из-за рубежа. Надеюсь, что все остальные российские НКО после этого решения перезагрузятся и станут выполнять закон», — добавил парламентарий.
При этом Александр Сидякин отметил, что если «Голос» перерегистрируется и будет работать в рамках законодательства, то претензий к организации не будет.
«Они и сейчас могли бы продолжать свою деятельность, никто ничего не запрещает. Просто в законе прописана регистрация в статусе «иностранного агента», — заключил Сидякин.
По мнению вице-президента Центра политических технологий Алексея Макаркина, «Голос» так или иначе будет вести свою работу, но эскалация конфликта с властью продолжится.
«Власть сделала первый шаг, приняв закон об НКО и «иностранных агентах», но организации не стали добровольно вступать в этот реестр. Сейчас она делает второй шаг: приостанавливает работу «Голоса», изгоняет из офиса движение «За права человека».
Конечно, организацию можно закрыть, но это прежде всего совокупность активистов, а они могут создать новую структуру», — рассуждает эксперт.
Политолог прогнозирует, что власть может попробовать ввести новые запретительные инициативы, например запрещать руководителям закрытых за нарушения общественных организаций создавать новые структуры. Так, например, в новой редакции закона о митингах граждане, получившие приговор за административные нарушения, не могут быть заявителями массовых мероприятий. Однако, несмотря на запреты, на митинги нашлись новые заявители. Скорее всего, так можно будет обойти и возможные новые ограничения для НКО.
Накануне президент Владимир Путин в очередной раз заявил о необходимости в России закона об НКО — «иностранных агентах». «Россия хочет оградить свою политическую деятельность внутри страны от вмешательства извне и, во всяком случае, знать, что происходит в сфере финансирования», — сказал он во вторник на совместной пресс-конференции по итогам переговоров со своим финским коллегой Саули Ниинисте.