В среду в Костроме была поставлена точка в деле фонда «Костромской центр поддержки общественных инициатив», рассмотрение которого тянулось более месяца. Напомним, что костромская прокуратура заподозрила данную НКО в том, что она получала финансирование из-за рубежа и занималась политической деятельностью. Руководители центра работали координаторами ассоциации «Голос», которая была первой в России признана Минюстом «иностранным агентом» еще 9 апреля за составление проекта избирательного кодекса и получение иностранного финансирования в виде присужденной норвежской премии имени Андрея Сахарова.
Поводом же к обвинению НКО стал проведенный в Костроме в конце февраля этого года «круглый стол» под названием «Перезагрузка перезагрузки: куда движутся российско-американские отношения?». В обсуждении заявленной темы принял участие заместитель главы политотдела посольства США в России Говард Соломон, который в те дни находился в области с официальным визитом.
Важно отметить, что высокого гостя из США пригласила администрация региона. За несколько дней своей рабочей поездки Соломон побывал на нескольких крупных предприятиях Костромы и Волгореченска, пообщался с представителями региональных отделений парламентских политических партий, встретился с главой Костромской области.
Представители НКО «Костромской центр поддержки общественных инициатив» получили от администрации области приглашение принять участие в организации и проведении «круглого стола» с американским гостем. А спустя пару месяцев вдруг оказалось, что именно это мероприятие явило миру деятельность центра чуть ли не в качестве шпионов.
Как заявлял в апреле зампрокурора Костромы Владимир Смирнов, Соломон «выступал (…) по вопросам обсуждения политического курса РФ, политического курса США и взаимоотношений этих государств». А из этого, по мнению Смирнова, следует, что «уставные задачи фонда, а также его фактическая деятельность свидетельствуют об участии фонда в формировании общественного мнения о проводимой государственной политике на территории Российской Федерации», а «указанные выше действия фонда свидетельствуют о получении финансирования из иностранных источников в целях осуществления политической деятельности».
Заседание первое, 29 апреля
Первое судебное заседание по делу НКО, которую прокуратура потребовала признать иностранным агентом, состоялось 29 апреля в мировом суде Костромы. Некоммерческую организацию заподозрили в нарушении порядка ее деятельности (согласно Кодексу об административных нарушений РФ). По мнению прокуратуры, организация должна была зарегистрироваться в Минюсте в качестве иностранного агента, как это предписывает новый закон об НКО, поскольку в 2011–2012 годах она получала зарубежное финансирование и занималась политической деятельностью.
Длилось заседание более двух часов. Главными предметами спора стали определение понятия «политическая деятельность» и методы сбора доказательств «вины» общественной организации.
— Никакие политические цели во время визита Говарда Соломона в Кострому не заявлялись, — сообщил суду адвокат Рамиль Ахметгалиев. — Его визит был согласован с областной администрацией, он был посвящен изучению инвестиционного климата в регионе, знакомству с результатами сотрудничества в разных сферах и не более того.
В своей речи защитник детально изложил факты, по которым считать Костромской центр поддержки общественных инициатив иностранным агентом нет оснований: определяющие признаки этого понятия фактически отсутствуют.
В качестве доказательств он привел в том числе и бухгалтерские ведомости, из которых следует, что последние американские гранты НКО получила в ноябре 2012 года, еще до вступления в силу закона РФ об иностранных агентах.
Также адвокат Ахметгалиев отметил, что проверку НКО прокуратура Костромы провела с нарушением закона. Более того, оснований для проверки у надзорного органа, по мнению адвоката, не было.
Заместитель прокурора Костромы Александр Смирнов заявил, что ему нужно изучить аргументы защиты и выработать дальнейшую позицию, и поэтому попросил отложить рассмотрение дела. Суд ходатайство удовлетворил, назначив следующее заседание на 16 мая.
Заседание второе, 16 мая
Однако и второе слушание дела не завершилось вынесением судебного решения. Представители центра обратили внимание суда на методы сбора информации об НКО, которые практикуют правоохранители. По словам общественников, давлению за последние дни подверглись фирмы, которые в разное время сотрудничали с центром, в том числе типография, печатавшая ему буклеты, и гостиница, конференц-зал которой арендовали для проведения «круглых столов». Прокуратура потребовала объяснений и от костромских телекомпаний, которые освещали семинары НКО. Сотрудники центра по противодействию экстремизму пытались допросить участников «круглых столов» — выяснить, с какой целью костромичи туда приходили, какие вопросы задавали. А сотрудники отдела полиции по борьбе с экономическими преступлениями обращались во все коммерческие организации, с которыми сотрудничал центр, и требовали предоставить письменные объяснения и копии документов о сотрудничестве.
Как рассказал председатель правления НКО Николай Сорокин, самым курьезным был случай, когда оперативники обратились к маленькой фирме, которая в свое время за 3600 рублей подключила общественной организации систему электронной отчетности. «Наверное, прокуратура подозревает, что эти 3600 рублей пошли на подготовку вооруженного восстания», — горько пошутил Сорокин.
— Действия сотрудников полиции, действующих по поручению прокурора, по делу, которое уже находится на рассмотрении в суде, можно расценить только как способ давления и запугивания организаций, — заявил на суде адвокат Ахметгалиев.
16 мая мировой судья судебного участка № 1 Костромы Дмитрий Третьяков снова отложил рассмотрение дела в отношении НКО, обосновав перенос слушаний необходимостью исследовать представленные доводы и доказательства, в частности, письменную позицию прокуратуры на тринадцати листах.
Заседание третье и последнее, 29 мая
В ходе последнего заседания суда, состоявшегося в среду, 29 мая, адвокат общественной организации заявил ходатайство о направлении запроса в Конституционный суд о толковании и применении норм закона об «иностранных агентах». Зампрокурора возразил, что с законом все понятно, и просил суд такой запрос не направлять. Судья удалился в совещательную комнату, а выйдя из нее, отказался направлять запрос в Конституционный суд.
В качестве доказательства «вины» Костромского центра поддержки общественных инициатив представитель прокуратуры привел тот факт, что на «круглом столе» американскому гостю Говарду Соломону в том числе
задавали и вопросы о «законе Магнитского». А президент Владимир Путин охарактеризовал этот закон как антироссийский. Поэтому, как следовало из рассуждений зампрокурора, сам факт обсуждения такого закона свидетельствует о вине НКО.
(Напомним, что принятый США в декабре 2012 года «закон (акт) Магнитского» вводит персональные санкции в отношении официальных лиц РФ, ответственных за нарушение прав человека, в частности, тех, кто причастен к смерти в российской тюрьме юриста Hermitage Capital Сергея Магнитского.)
Сложная логическая цепочка, вероятно, возымела действие на судью. Спустя полтора часа от начала третьего заседания Дмитрий Третьяков вынес решение: признать виновной в «нарушении порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента» (часть 1 статьи 19.34 Кодекса об административных правонарушениях) и оштрафовать НКО «Костромской центр поддержки общественных инициатив» на 300 тысяч рублей. В ходе следующего заседания, начавшегося сразу после оглашения этого решения штрафу в 100 тысяч рублей подвергся и исполнительный директор НКО Александр Замарянов.
— Разумеется, мы будем обжаловать это противозаконное решение в вышестоящем суде, — заявил председатель правления НКО Николай Сорокин. — В течение десяти дней подадим документы на обжалование в следующую инстанцию — Свердловский районный суд города Костромы. Если потребуется, будем обжаловать и дальше, вплоть до Европейского суда.