Площадь Маяковского в Москве с 10.00 утра была занята активистами «России молодой», «Молодой гвардии», «Наших», «Местных», «Союзом сельской молодежи» и других прокремлевских организаций. Мероприятие посвятили донорству: весь день со сцены звучали лозунги «Мы с тобой одной крови» и «Развиваешь себя ― развиваешь Россию». «Пока мы тут стоим, в стране перелили кровь уже девятерым людям», ― кричала со сцены ведущая. Через дорогу во дворах развернули полевую кухню для солдат Внутренних войск, охранявших мероприятие.
Ближе к шести вечера на Тверской улице появились первые «несогласные»: около 10 человек в ярких розовых, зеленых и голубых футболках с принтом «31» спустились в подземный переход. За ними тут же отправились больше 50 не успевших доесть обед солдат. Пришедших поддержать 31-ю статью Конституции, разрешающую свободу мирных собраний, задержали на переходе перед памятником. У них забрали паспорта и с формулировкой «за нарушение правил дорожного движения» увели в автобус.
В толпе радовались многочисленности митинга и гадали, в чем секрет: то ли опубликованную на прошлой неделе в «Московском комсомольце» статью Эдуарда Лимонова о «Стратегии-31» прочитали все подписчики газеты, то ли зимой плохая погода удерживала горожан от выхода на улицы, то ли людей разогрел недавний разговор о «Маршах несогласных» музыканта Юрия Шевчука с Владимиром Путиным.
Кроме членов движения «Солидарность», «Объединенного гражданского фронта», активистов запрещенной Национал-большевисткой партии, «Авангарда красной молодежи» вдоль площади теснились и аполитичные граждане.
Так, требовать отставки премьер-министра пришли участники акции «Синие ведерки»: один из противников машин со спецсигналами держал над головой голубую лейку. Над толпой развернули рукописные плакаты противники застройки исторического центра Москвы и обманутые дольщики. В толпе стояли москвичи, недовольные системой здравоохранения: одна из участниц пришла с растяжкой «ОМСН (обязательное медстрахование населения ― «Газета.Ru») ― убийца моего сына».
В четверть седьмого, когда в галерее у филармонии, на тротуарах со стороны Брестских улиц и у разворота над Садовым кольцом невозможно было протолкнуться, «Россия молодая» и «Молодая гвардия» о пользе донорства говорить перестали. Чтобы заглушить скандировавших на всю площадь «Нам нужна другая Россия» несогласных, организаторы прокремлевской акции выкрутили звук своих колонок до предела. Под гимн России, «Группу крови» Цоя и «Линию жизни» группы «Сплин» с площади в автозаки по одному начали тащить участников оппозиционной акции.
Один из молодых людей в белой футболке с надписью «Мы с тобой одной крови!» бросился в драку с оппозиционерами.
Потасовку начали разнимать милиционеры, и уже через несколько секунд сторонников «Стратеги-31» волокли за ноги и за руки в автобус ОМОНа. На донора-активиста в разодранной форменной футболке милиция внимания не обратила, и он помчался к следующей группе несогласных. Его более миролюбивые друзья поднимали вверх перед видеокамерами брошюры «Стань донором», закрывая поднятые участниками листовки «За свободу собраний». Неизвестные люди в штатском набрасывались на активистов оппозиции сзади, а милиция запихивала избитых в автобусы. «Россия без Путина» ― скандировали на ступеньках у метро, «Берем быстро, тащим» ― командовали командиры ОМОНу, «Гни свою линию» ― пел над площадью Александр Васильев.
Со стороны сада «Аквариум» появились глава «Движения за права человека» Лев Пономарев и один из лидеров оппозиционной коалиции «Другая Россия» Лимонов, держащие под руки председателя Московской Хельсинкской группы Людмилу Алексееву. Всех троих окружали телохранители. Вопреки обыкновению не смогли задержать даже Лимонова: оттесненные сторонниками политика милиционеры дали ему и правозащитниками поговорить с журналистами.
Член совета по правам человека при президенте Ирина Ясина наблюдала за происходящим со стороны Садового кольца. На площадь приехал бывший депутат Владимир Рыжков и журналист Александр Подрабинек. Лидер движения «Мы» Роман Доброхотов молча читал Конституцию у входа в метро.
Уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин, как и обещал, пришел на Триумфальную площадь в сопровождении своего секретаря Натальи Мирза и нескольких молодых людей в костюмах.
«Это уполномоченный!» ― строго отвечали они, преграждая милиционерам путь к Лукину. Он обошел оцепленную площадь, отвечая на вопросы обступивших его журналистов и митингующих. «Видите, как права человека соблюдаются?» ― обратился к Лукину мужчина с надписью «31» на кепке. «Пока так, дальше будет лучше», ― ответил уполномоченный.
Лукин удивился, почему на площади проходит акция лояльных властям молодежных движений в поддержку донорства крови, а митинг оппозиции подавляется. «Мне пока непонятно, почему один митинг санкционирован. У нас нет такого института, как санкция. У нас есть только уведомление. А второй митинг запрещен, хотя он не может быть запрещен», ― сказал он.
Милиционеры на омбудсмена обиделись. «По сути, комментарии Лукин давал на проезжей части, из-за чего выезд на Тверскую с Садового кольца в районе зала имени Чайковского был практически блокирован на протяжении почти часа», ― пожаловались «Интерфаксу» в ГУВД.
Всего, по официальным данным ГУВД Москвы, вечером в понедельник сотрудники милиции задержали 135 человек, сообщает «Интерфакс».
«Газете.Ru» в управлении сказали, что задержанных «чуть больше ста человек». «Точную цифру назвать пока сложно, их пока сложно посчитать, потому что их доставляли во все ОВД Центрального округа», ― сказал собеседник. «За различные нарушения правопорядка на Триумфальной площади» митинговавших увезли в отделы внутренних дел по Центральному административному округу: «Хамовники», «Арбат», «Пресненское», «Тверское», «Замоскворечье» и «Басманное».
Среди задержанных участников акции протеста оппозиции на Триумфальной площади Москвы находится 84-летний ветеран Владимир Бурцев, сообщил источник «Газеты.Ru». К 21.30 участник битвы под Москвой четвертый час находился в камере в ОВД «Басманное», к нему никого не пускали. По словам источника, милиционеры записали «некое видеообращение с ветераном, грудь которого увешана орденами».
В ОВД «Замосковречье» с задержанными обращались особенно жестко. К 21.30 вечера сотрудники отделения отказывались принимать передачи ― воду ― и не пускали к ним адвоката. «В знак протеста против избиений мы забаррикадировались в автозаке, но активистов силой вытаскивают из автобуса, одного избили так, что приехала «скорая». У него сильно повреждена рука. Девушек тащат по асфальту и валяют в луже», ― рассказал «Газете.Ru» один из задержанных. В десять вечера первого оппозиционера на машине «скорой помощи» увезли в 29-ю городскую больницу.