Кремль остался без людей

Медведев признался, что не хватает кадров на должности губернаторов

Алия Самигуллина, Александр Артемьев 23.07.2008, 19:00

Кремль пошел на беспрецедентное признание, сообщив, что не знает, где брать кандидатов в губернаторы. Президент на встрече со всеми семью полпредами в федеральных округах объявил, что кадров не хватает катастрофически, и предложил создать общенациональную систему резерва кандидатов на госдолжности. Эксперты уверены, что кадровый голод не приведет к возвращению губернаторских выборов.

Дмитрий Медведев в среду объявил об обнаруженной им новой важной государственной проблеме. Российский лидер открыто признался, что в стране существуют огромные сложности с подбором кандидатов на госдолжности самых разных уровней, в том числе глав регионов.

Признание Медведев сделал на специально созванном совещании, которое прошло в подмосковных Горках в новом для Кремля формате. В обсуждении принимали участие все 7 полномочных представителей главы государства в федеральных округах, глава администрации президента Сергей Нарышкин, его первый заместитель Владислав Сурков, вице-премьер Сергей Собянин, помощники президента Лариса Брычева и Олег Марков, начальник управления администрации Кремля по вопросам госслужбы Сергей Дубик и секретарь Общественной палаты Евгений Велихов. Президент пообещал, что встречи в таком составе будут теперь проходить регулярно.

Медведев начал с того, что признал существование такой проблемы, как кадровый голод. «Это касается и руководителей регионов», — сообщил он

«Нет скамейки запасных. Каждый раз ломаем головы, как найти кадры для замещения высших должностей в регионах», — не стал ничего стесняться российский лидер.

Выяснилось, что главе государства вообще не очень нравится то, как сейчас чиновники получают свои портфели. Больше всего Медведева возмущает, что должность можно купить за деньги. «Решение о замещении должности порой принимаются по знакомству, по принципу личной преданности или, что наиболее отвратительно, за деньги, то есть должности продаются», — посетовал он.

Для решения проблемы с дефицитом чиновников президент предлагает создать систему резерва управленческих кадров. «Необходимо создать полноценную систему резерва управленческих кадров в общенациональном масштабе, нужно найти специалистов и подготовить базу данных», — предложил он. И строго оговорил, что эта база должна быть открытой абсолютно для всех.

При этом, уточнил Медведев, специалистам, оказавшемся в этой базе, расслабляться не стоит. «Включение в любой список не должно вести к автоматическому продвижению по служебной лестнице», — уточнил президент. По его задумке, новая система ни в коем случае не должно продолжать традиции СССР, «когда один раз человек попал, и до пенсии его сопровождают».

Помимо создания общенациональной системы резерва Медведев намерен самостоятельно заниматься формированием так называемой президентской квоты управленческих кадров.

«Наиболее перспективные кадры должны войти в так называемую президентскую квоту. Личные профессиональные достижения этих людей я буду оценивать сам», — предупредил Медведев.

Президент пообещал, что попасть в этот супер-список будет не просто, «чтобы присутствие в этой квоте было не симпатичной рамочкой, а реальным знаком качества». В ней должны быть «настоящие специалисты, а не лица, которые нравятся, попали по знакомству или по коррупционной схеме», отметил Медведев.

Важно и то, что частный бизнес, где проблема кадрового голода не менее актуальна, гораздо проще может решить эту проблему. «Государственная служба везде по уровню зарплаты отстает от частного бизнеса», — обозначил самый серьезный недостаток Медведев.

Стоит отметить, что раньше Кремль никогда не говорил о нехватке кадров, хотя некоторые эпизоды явно указывали на существование этой проблемы. Так, бывший глава Чукотки бизнесмен Роман Абрамович несколько раз пытался уйти со своего поста, но его несколько лет не пускали и отставку приняли лишь в июне этого года. Другого известного бизнесмена Виктора Вексельберга в 2005 году пытались отправить на Камчатку. Однажды полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Константин Пуликовский даже включил кандидатуру миллиардера в список претендентов, но сам Вексельберг, хотя и заявлял, что не прочь поработать на госслужбе, всерьез эту перспективу не воспринимал. В 2005 году во главе Иркутской области оказался железнодорожник Александр Тишанин, который в апреле этого года ушел в отставку не в последнюю очередь потому, что не сумел найти общий язык с местной элитой. Но, пожалуй, самым экзотическим образом Кремль решил проблему в Амурской области, где на пост губернатора был предложен никому не известный до этого депутат татарского госсовета Николай Колесов. Опыт оказался явно спорным: регион продолжают сотрясать скандалы в связи с тем, что почти половина администрации Колесова оказалась под следствием, а самому главе области всего через год после назначения прочат отставку.

На том, что ограниченность кадров для губернаторского корпуса стала давно восприниматься как проблема государственного уровня, сходятся все эксперты, с которыми удалось поговорить «Газете.Ru».

Разнится только их понимание предложений Медведева. Одни видят в них намек на скорую административную реформу, другие полагают, что дело ограничится новыми инструкциями, которые отправит на места администрация президента.

«Минимизация сферы публичной политики в России создала настоящий замкнутый круг, ведь в отсутствие площадки свободного обмена мнениями ты может быть или только лояльным региональной власти, или только воевать с ней, рискуя потерять и бизнес, и свое положение в обществе», — считает Александр Кынев, руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики. «Именно келейность принятия решений о назначении и подкашивает существующую систему», — уверен эксперт, называющий «внесение элементов конкурентности» «совершенно необходимым».

Вариантов для этого Кынев насчитывает множество: не обязательно даже изменять закон, можно отменить указ президента, в котором говорится, что кандидатуры на губернаторские посты предлагают постпреды главы государства в федеральных округах. «Можно отдать исключительное решение этого вопроса большинству в местных законодательных собраниях или даже вернуться к схеме начала 1990-х годов, когда президент выбирал из двух кандидатур, предложенных ему регионом», — размышляет эксперт.

Однако директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко не торопится согласиться с коллегой. В команде Медведева к утолению кадрового голода относятся как к вопросу управленческому, а не политическому.

«Скорее всего, из Кремля последуют на места инструкции в гласной или негласной форме с набором требований к тем или иным кандидатурам, и о возврате к выборности губернаторов, даже частичной, речи не пойдет», — прогнозирует он.

По его словам, следует ожидать модернизации системы в более буквальном духе: «Идея верхней возрастной планки в 55 лет для губернаторов в Кремле будет иметь успех», — уверен Минченко. Он полагает также, что в администрации готовы формировать новый кадровый резерв «не только из госслужащих, но и из менеджмента российских компаний» даже с условием, что «степень лоббирования тех или иных фигур со стороны крупных корпораций» беспокоит уже сейчас.