Жаль, не мегахит

21.06.2012, 15:09

Божена Рынска о церемонии вручения «Серебряной калоши»

Прошедшую «Серебряную калошу» нельзя назвать бездарной. Там были удачные моменты: СМИ уже процитировали номинацию «По локоть в чудесах, или Чуровщина года». Лауреат — гражданин Гундяев — зело уязвлен. Был прелестный самый первый номер, со Светой из Иванова: все хорошо — и текст, и вокал, и постановка, и танцы. Вообще, началась «Серебряная калоша» за здравие: перед началом церемонии был смешной твиттер «Калоши»: «Все *** пришли. И этот *** тут. И эта *** здесь. И я сам ****. Борис Немцов».

Были и откровенные провалы, например Жириновский с осликом: зачем перешучивать шута? Полпред Холманских — очевидная мишень. И вот «Калоша» вывела на сцену какую-то человекообразную гориллу в рабочей униформе, горилла разбила дорогой патриарший брегет. Однако тема, как говорили в школе, не раскрыта: дело-то не в том, какой Холманских, а в том, что на него решил опираться президент.

Но тут вспоминается Сергей Довлатов: «Губарев поспорил с Арьевым: «Антисоветское произведение, — говорил он, — может быть талантливым. Но может оказаться и бездарным. Бездарное произведение, если даже оно антисоветское, все равно бездарное». – «Бездарное, но родное», — заметил Арьев». Так вот, несмотря на моменты неудачные, прошедшая «Калоша» все равно «родная». Поэтому так обидел ее создателей уход трубадуров протеста: журналисты Олег Кашин, Юрий Сапрыкин, Антон Красовский и Ксения Соколова покинули зал через двадцать минут после начала церемонии.

Наутро после церемонии отписалась «мягкая пресса». Авторы подчеркивали, что «Серебряная калоша» всегда вручалась за «лучшие» достижения в области шоу-бизнеса, но с этого года вдруг стала политизированной и страшно испортилась: «Верните нам старую «Калошу»!»

На самом деле это не первая политизированная «Калоша»: была еще одна, посвященная сочинской Олимпиаде, — лучшая «Калоша» из всех, что я видела. Ту церемонию в свое время со страху не взял ни один телеканал — создатели потеряли на этом приличные деньги и решили временно политику «не хавать» из чисто коммерческих соображений.

«Серебряная калоша» — детище радиостанции «Серебряный дождь». Церемония не обязана приносить доход, но хотя бы выходить в ноль для организаторов было бы желательно. На протяжении многих лет церемония почти окупалась за счет телетрансляции и спонсоров. Права на телетрансляцию приносили приличные для организаторов деньги.

Но ситуация в стране сейчас такая: первое лицо окончательно уплывает вдаль на облаке. Иногда оно смотрит в машине телевизор. И верит картинке. Все, что может вернуть оное лицо на землю, не приветствуется. После одной из «Калош», напозволявшей себе, главе телеканала, решившемуся на трансляцию, позвонили из горнего мира и спросили: «А вы вообще развлекательный телеканал или, быть может, политический? Если политический, так вы скажите — мы так и запишем».

В этом году руководство «Серебряного дождя» сделало выбор: мы отказываемся от трансляции, но будем говорить, что хотим. Этот выбор надо уважать. Сейчас те, кому есть что терять в материальном плане, не готовы терять ни копейки. Даже если потери мизерные и гипотетические. Поэтому на митинги ходят жены богачей, а сами богачи следят за новостями в блогах и митингуют в ресторанах. Пока что единственные, кто потерял на своей гражданской позиции деньги, это Ксения Собчак и руководство «Серебряной калоши».

В кулуарах церемонии говорили, будто бы за несколько дней до церемонии в театр приходили некие люди, просили разорвать контракт с «Дождем», просили убрать Ксюшу Собчак из ведущих. Официально Дмитрий Савицкий эту информацию не подтвердил — более того, добавил, что руководство театра вело себя очень тактично. Тем не менее, по моей информации, у ответственных товарищей был сценарий церемонии «Серебряной калоши», и опасались они одного — «Калоши» для Путина. Зря опасались.

Наступили нестерпимо подлые времена. И самое важное сейчас — кричать об этом. «Калоша» должна была быть не просто занятной, а гомерически смешной, болезненно смешной. Надо было жилы из себя вытянуть, подключить лучших сатириков, но сделать мегахит, чтобы взорвать интернет. Хит не вышел — чертовски жалко.

Тем не менее эту «Калошу» провальной назвать нельзя. Очень хорошо сказала певица Миранда Миринашвили: «Кризис жанра сейчас во всем. Да, было не лучшее шоу — и ничего страшного! Стреллера освистывали и Чаплина, и Бернар гнали порой со сцены... So what? Давайте просто помолчим. Или просто сделаем сами что-нибудь лучше, поизысканней и злободневней. Сейчас вообще тяжело нас рассмешить».