Пенсионный советник

«Экипаж» влетел в «Рай»

Лучшим фильмом на «Золотом орле» стал «Рай» Андрея Кончаловского

__is_photorep_included10496843: 1

Триумфатором премии «Золотой орел» стал «Рай» Андрея Кончаловского, «Экипажу» и «Дуэлянту» достались технические призы, а Юрий Арабов пожаловался на провинциальный кинотеатр.

«Золотой орел» в этом году вручался уже в пятнадцатый раз — солидный срок предполагает определенные традиции. В случае с премией Национальной академии кинематографических искусств и наук таковой можно считать некоторую парадоксальность в распределении наград. С одной стороны, фавориты расклада номинантов вроде бы понятны сразу, а с другой — всегда остается некоторое пространство для маневра и неожиданности. В нынешнем году с фаворитами все было понятно: «Экипаж», «Дуэлянт», «Ледокол» — главные блокбастеры года, между которыми и должна развернуться схватка за российские призы. Тем не менее некоторую сумятицу в расклад внесло включение в борьбу «Рая» Андрея Кончаловского, который на момент оглашения номинантов еще даже не вышел в прокат. В то же время ни одной номинации не получили «Хороший мальчик» и даже, простите, «Викинг».

Зато совершенно неожиданно в нескольких важных категориях был отмечен «Коллектор» Алексея Красовского — призов он, правда, так и не получил.

Итак, лучшим фильмом года по версии «Золотого орла» стал «Рай» Андрея Кончаловского — философская драма про холокост с Юлией Высоцкой, которая удостоилась приза за лучшую женскую роль. Поднявшись на сцену во второй раз за вечер (первый был за режиссерским призом), Кончаловский напомнил собравшимся, что 27 января — годовщина освобождения Аушвица советскими войсками, и понадеялся, что его картина поможет этой трагедии не повториться. Мы же вспомним, что буквально несколько дней назад «Рай» так и не получил номинацию на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Количество «Орлов» в этом контексте выглядит утешительной благосклонностью, особенно учитывая, что Кончаловский, среди прочего, — президент Российской (не путать с Национальной) академии кинематографических искусств, вручающей «Нику».

Что же касается уже упомянутых блокбастеров, то им пришлось в основном удовольствоваться победами в технических номинациях.

Больше досталось «Экипажу», который получил призы за музыку (Артем Васильев), звук (Алексей Самоделко) и монтаж (Константин Ларченко). «Дуэлянту» же пришлось удовольствоваться наградами художнику-постановщику (Андрей Понкратов) и художнику по костюмам (Татьяна Патрахальцева). В более серьезных номинациях картины получили по одному призу. Сергей Шакуров получил статуэтку за роль отца героя Данилы Козловского в «Экипаже» (и это правда чуть ли не лучшая актерская работа в картине), а «Дуэлянт» — за работу оператора Максима Осадчего.

Приз за лучшую мужскую роль довольно неожиданно ушел Ивану Янковскому, который сыграл мятущегося оперного певца-самоучку в «Даме пик» Павла Лунгина. Этой же картине почему-то досталась и статуэтка за лучший грим — видимо, академиков впечатлило старушечье преображение Ксении Раппопорт. За женскую роль второго плана наградили Елену Яковлеву («Самый лучший день»). Наконец, лучшим сценаристом был признан Юрий Арабов (за «Монаха и беса»), который посетовал, что в его родном городе Кольчугино Владимирской области никто не знает про его новую картину, поскольку местный кинотеатр контролируют делающие ставку на спецэффекты армяне. Это было, пожалуй, самое острое выступление за всю продолжительную церемонию.

Самым же трогательным был выход Василия Борисовича Ливанова за наградой за вклад в развитие киноискусства. Артист вышел в новополученном ордене от президента Путина, процитировал Раневскую, а уходя со сцены — прочитал стихотворение Геннадия Шпаликова.

Что же до телевизионных номинаций, то тут обошлось без особенных сюрпризов. Две награды ушло «Климу» (лучший сериал до 10 серий и лучшая мужская роль Константину Лавроненко), лучшим сериалом был признан «Тихий Дон» Сергея Урсуляка.

И последнее. Лучшим иностранным фильмом российские киноакадемики признали «Выжившего» Алехандро Гонсалеса Иньярриту.