Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Каждый сам герой собственной сказки»

Создатели альманаха «Счастье это…» рассказали Газете.Ru о том, как делать семейное кино

В преддверии выхода в прокат альманаха «Счастье это…» режиссер Владимир Грамматиков и глава российского офиса Disney Марина Жигалова-Озкан рассказали «Газете.Ru» о том, как придумали новый подход к семейному кинематографу.

26 марта в прокат выходит фильм «Счастье это…» — альманах, снятый режиссерами-дебютантами по итогам творческого конкурса, организованного компанией Disney. Новеллы альманаха, в которых на безвозмездной основе снялись такие актеры, как Егор Бероев, Андрей Мерзликин и Сергей Пускепалис, предлагают зрителю ответ на вынесенный в название вопрос. Первые две недели проката по инициативе продюсеров фильм будет демонстрироваться бесплатно. Перед премьерой «Газета.Ru» встретилась c главой российского офиса компании Disney Мариной Жигаловой-Озкан и ее креативным продюсером, а также вдохновителем проекта режиссером Владимиром Грамматиковым.

— Как возникла идея этой картины?

Владимир Грамматиков: Счастье пришло не сразу. (Смеется.) Несколько лет назад у меня, компании Disney и Александра Бородянского родилась идея набрать мастерскую семейного кино на Высших режиссерских курсах. Мы хотели объяснить студентам, что такое семейное кино, и дать возможность снять свой фильм в этом непростом жанре. Но для начала нам необходимо было самим разобраться, что это такое. Готовя наш курс, мы столкнулись с тем, что представления прокатчиков и, например, госчиновников по вопросу о том, что такое семейное кино, очень сильно различаются.

С другой стороны, мы столкнулись с кризисом идей. К примеру, если вспомнить, как мы искали историю современной Золушки:

42 писателя разрабатывали идею того, что такое Золушка сегодня. Результат был до оскомины банальным.

Вроде того, что девушка из провинции приехала в столицу, устроилась домработницей к великой певице, запела и победила во всех конкурсах.

После такого, мягко говоря, фиаско, мы решили взращивать кадры самостоятельно, опираясь на золотой фонд Disney — с одной стороны. А с другой — на классику советского кино и то немногое, что делается в этом направлении в России сегодня. Параллельно мы, разумеется, изучали семейное кино Европы и Азии, сравнивали, как жанр менялся в разные годы. Изучив все это с Бородянским,

мы набрали мастерскую семейного кино: он — восемь драматургов, а я — десять режиссеров. С ними мы подробно разбирали разные картины, изучали, как и с каких позиций можно говорить даже об очень драматичных жизненных ситуациях.

Наши студенты учились два с половиной года, и, когда этот срок подошел к концу, мы поняли, что сейчас альманах — это востребованный формат, позволяющий расширить жанровый охват. Когда мы объявили народный конкурс идей, у нас обрушились серверы — мы получили около полутора тысяч сценарных заявок. Для отбора собрали в жюри максимально разных, но одинаково заслуженных режиссеров: Лунгин, Чухрай, Учитель, Урсуляк, Хотиненко — ну и мы с Бородянским. Из 1,5 тыс. были выбраны 50 заявок, из которых родилось 28 сценариев. Из них, в свою очередь, было выбрано семь текстов — один из которых, любительский, был доработан Бородянским. И уже на них претендовал 21 режиссер.

— Каков, кстати, уровень доработки со стороны кураторов проекта? Можно ли каждую из этих новелл считать настоящим дебютом, демонстрирующим способности режиссера?

Марина Жигалова-Озкан: Кураторы не вмешивались в процесс, скорее советовали. Но когда началась непосредственно работа над картиной, наши члены жюри запустили цикл мастер-классов, вызвавших серьезный ажиотаж: их слушали не только участники проекта, но и многие заинтересованные студенты творческих вузов.

— Расскажите теперь подробнее, о чем новеллы альманаха?

Владимир Грамматиков: У конкурса было единственное условие: новелла должна отражать представление о счастье, отвечать на вопрос, поставленный в названии.

В итоге они получились очень разные — от рассказа о цирковой семье до истории пожилого Купидона, которого сыграл Сергей Пускепалис.

— А как сложилась судьба у авторов новелл? «Счастье...» дало реальный старт их карьерам?

Владимир Грамматиков: Да — в данный момент трое наших дебютантов находятся в запуске с различными проектами.

— Расскажите, к каким выводам вы пришли в процессе изучения мирового опыта семейных фильмов применительно к кинематографу отечественному?

Владимир Грамматиков: Формула семейного кино для нас — это синтез российских традиций и современных технологий.

Марина Жигалова-Озкан: В принципе, основы заложил наш первый фильм «Книга мастеров», который до сих пор идет на ТВ с отличными рейтингами. Сюжет основан на русских народных сказках, но сценарий немного отличается от привычного — герой всего добивается самостоятельно, без дополнительных волшебных помощников. Мы считаем, что в современном мире это правильно — каждый сам герой собственной сказки.

— Что вы подразумеваете под технологиями? Ведь вряд ли речь идет только о спецэффектах.

Владимир Грамматиков: Да, конечно, речь идет о том, как формируется герой и сюжет. Для меня шоком в свое время стало знакомство с продукцией Pixar. Я был просто поражен тем, как четыре гения придумали целый мир, в котором главной ценностью является уникальность, индивидуальность каждого существа.

Знаете, бывает, что смотришь прекрасное кино и думаешь, что, может, надо самому уходить из профессии. После картин Pixar мне, наоборот, хотелось снимать, не спать, размышлять.

Они меня страшно мотивировали. В российском кино этого позитивного взгляда на мир, конечно, очень не хватает.

Марина Жигалова-Озкан: Главное — это, конечно, вера в себя, уверенность в том, что надо преодолевать трудности. Очень важно еще и то, что истории в анимационных фильмах Pixar дают надежду и в то же время моделируют совершенно жизненные ситуации, позволяют перенести опыт от просмотра в реальную жизнь. Герои, сталкиваясь с испытаниями, не всегда сразу принимают верные решения, переживают настоящие потери. Этот опыт мы использовали в «Книге мастеров», тем же принципом руководствовались и в «Счастье...».

— Вы говорили, что фильмом уже заинтересовались на зарубежных рынках, а в России «Счастье» может стать франшизой? Если не на уровне бренда, то на уровне идеи?

Марина Жигалова-Озкан: Я бы повторила! Если получится с этим фильмом, очень хочется продолжить эту историю. Проект, действительно, вызвал большой интерес со стороны наших коллег во всем мире. Есть заинтересованность в Азии и Европе, чтобы повторить наш опыт — собрать местных молодых режиссеров и попробовать сделать аналогичный альманах в других странах.

Владимир Грамматиков: Да, хочется поддерживать молодых, конечно. А что касается «Счастья...», то можно сделать следующий альманах иным, мы еще не обсуждали детали. Но, например, мы могли бы привлечь именитых режиссеров уровня Андрея Кончаловского и предложить им поработать в коротком метре. Конечно, хочется продолжать делать такое кино — это очень правильно.

Новости и материалы
На Украине сообщили о пожаре в Одессе
Водителям объяснили, почему автомобиль не стоит улучшать своими руками
Один из поджигателей синагоги в Варшаве оказался подростком
Украинский дрон повредил линии электропередачи в посёлке Поныри Курской области
Протестующие в Тбилиси пытались проникнуть в здание парламента 
Трамп обвинил Байдена в растрате средств на размещение нелегалов
«Боруссия» переиграла «ПСЖ» в первом матче 1/2 финала Лиги чемпионов
В Харьковской области произошел взрыв
ПВО уничтожила БПЛА над Брянской областью
В Африке Land Cruiser превратили в экстремальный пикап с пулеметом
«Зенит» обвинили в инертности после двух поражений подряд
Ксения Собчак показала винтажную сумку, за которой охотятся коллекционеры
США ввели санкции против сотрудников колонии, где умер Навальный
ВС России ударили по Одессе
Стилист Бородиной высказался об «отпускном тренде за тысячи долларов»
Российская армия уничтожила две пусковые установки HIMARS на Купянском направлении
В Липецкой области вводится режим воздушной опасности
Настасья Самбурская снялась без макияжа и укладки на отдыхе в Турции
Все новости