Пенсионный советник

Санкции идут в прокат

На Украине запрещают российское кино, а Юрий Кара предложил в ответ на санкции запретить кино американское

Алексей Крижевский, Игорь Карев, Анатолий Азаренко (Киев) 17.09.2014, 19:14
Член комитета Госдумы по культуре, режиссер Станислав Говорухин РИА «Новости»
Член комитета Госдумы по культуре, режиссер Станислав Говорухин

Война санкций и запретов распространилась на сферу культуры: украинское Госкино не выпускает в эфир «Ментовские войны», Юрий Кара и Станислав Говорухин предлагают запретить прокат голливудского кино, отменяются спектакли и постановки.

Говорухин поддержал Кару

Режиссер Юрий Кара РИА «Новости»
Режиссер Юрий Кара

Советский и российский режиссер Юрий Кара («Завтра была война», «Мастер и Маргарита») предложил запретить в российском прокате все американские фильмы. Это предложение он озвучил на экспертном совещании, которое проводил в среду «Общероссийский народный фронт» (ОНФ), где обсуждался проект документа «Основы государственной культурной политики».

«То же самое можно сделать и на телевидении. Или, во всяком случае, можно их предупредить, пригрозить», — заявил Кара.

Протекционистские меры, по мнению режиссера, пойдут на пользу российскому кино, расчистят прокат для отечественных картин, передает МИА «Россия сегодня».

Кару поддержал и глава думского комитета по культуре режиссер Станислав Говорухин — правда, предложив не просто запретить американское кино, а заменить его продукцией европейских, корейских и иранских кинематографистов.

«Я считаю, что хорошо было бы ограничить голливудское кино на российских экранах, но не за счет российского кино, мы выпускаем около 60 картин, а за счет кино, снятого в странах с богатой кинематографической культурой (в Турции, Корее, Иране, Японии), европейского кино», — приводит слова Говорухина ИТАР-ТАСС. Режиссер считает, что надо проводить «мягкую политику» замены голливудских картин, но уточнил, что не представляет, как это может быть реализовано на практике.

Чем заменить Голливуд

Кадр из фильма «Сталинград» kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Сталинград»

Идеи жесткого квотирования высказываются чиновниками не впервые — в разное время о них говорили депутаты Госдумы. Предлагались разные варианты — в одном из них квота отечественного кино должна была составить 80%. Положительно высказывался о квотировании и министр культуры Владимир Мединский. А депутат Госдумы Бату Хасиков заявил, что ограничивать надо показ только тех фильмов, в которых есть негативный образ России и русской культуры.

При этом заменить американское кино в России сейчас практически нечем: блокбастеры производит исключительно Голливуд, и именно они обеспечивают львиную долю выручки российским кинотеатрам и обеспечивают расширение сети кинопоказа.

Российский рынок по итогам 2013 года стал третьим в Европе и занял седьмое место во всем мире. Возможно, именно этот факт навел Кару на мысль о том, что именно его можно сделать объектом санкций. Тем не менее активность на нем сейчас снижается: несмотря на важность России, количество промовизитов американских звезд, приезжающих поддержать прокат фильмов со своим участием, неуклонно падает.

«Основной вопрос – является ли это симметричной мерой к существующим санкциям? Ведь цена этого запрета – очень незначительная сумма, около 20% от кассовых сборов российских кинотеатров, в 2013 году это было примерно 8 млрд руб. – 200 млн долларов, что составляет бюджет двух голливудских картин», — рассказал «Газете.Ru» генеральный директор «Киноэкспертиза» и секретарь Союза кинематографистов России Олег Иванов. Он пояснил, что именно столько — или даже меньше — все голливудские мейджоры «зарабатывают» на нашем кинорынке, а из остальной выручки часть забирают кинотеатры за свои услуги по прокату, а часть остается в России в виде расходов тех же мейджоров на рекламу фильмов и содержание офисов.

«Этот доход для Голливуда, конечно, важен, но абсолютно не определяющий», --

резюмировал Иванов. --«Это не огромные деньги. Сейчас глобальной проблемой Голливуда является общее сокращение доходов, по всем территориям. И мы не сможем стать той последней каплей, что их сломит, скорее каплей в море».

По данным портала «Кинопоиск.Ru», в 2013 году было показано 334 фильма — из них всего 46 отечественных, доля которых в общих кассовых сборах составила лишь 16% (6,8 млрд руб. из 41,5 млрд). И хотя лидером по итогам года стал «Сталинград» Федора Бондарчука (1,67 млрд руб.), в первой десятке рейтинга по выручке отечественных фильмов оказалось только два — «Легенда №17» заняла седьмое место (1,142 млрд), пропустив вперед третьего «Железного человека», второго «Тора» и даже шестой «Форсаж».

В 2014 году ситуация выглядит чуть лучше, но только количественно: по состоянию на середину сентября уже вышло 47 российских картин (19% от общего количества), правда в первую десятку пока попал только «Вий» Олега Степченко — да и то на скромной пятой позиции (1,2 млрд руб.).

«Что касается нас, то российские кинотеатры эта мера убьет, потому что они не смогут организовать кинопоказ, на который ходит массовый зритель, — считает Иванов. — И надо учесть, что, даже если российский зритель смотрит американские блокбастеры, часто это не «тлетворное влияние Запада»: большая часть голливудских фильмов очень нравственна». Он напомнил, что, в отсутствие в прокате российских картин, голливудские фильмы выполняли важную воспитательную задачу. Сейчас же отечественный кинематограф развивается, российские фильмы ждут и зрители, и, если продолжится объективное вытеснение голливудской продукции, доля российских картин может достичь 25–30%.

«Фильмы, о которых говорит Говорухин, относятся, скорее, не к сегменту кинопродукции для массового зрителя, а сделаны для киноманов, зрителей более продвинутых, — сказал он. — Иранское кино может иметь успех в отдельных регионах России, но массово эти фильмы смотреть в кинотеатры не пойдут».

По его мнению, голливудское кино более универсальное по своей структуре и системе ценностей, а прокатывать иранское, турецкое или азиатское кино и сейчас никто не запрещает.

«А запрещать – кому от этого будет хуже? Нашим зрителям, кинотеатральной сети, прокатчикам. Если убить отечественную кинотеатральную сеть, то мы и наше кино убьем», — заключил Иванов.


Украина и российские сериалы

Кадр из сериала «Ментовские войны» kino-teatr.ru
Кадр из сериала «Ментовские войны»

Идея Хасикова уже применяется на Украине: в конце августа на Украине заработала экспертная комиссия, которая теперь просматривает все российские фильмы, телесериалы и минисериалы для недопущения на телевизионный рынок «продукта, который разжигает ненависть, популяризирует спецслужбы и спецназ РФ, унижает достоинство украинских граждан».

На этой неделе украинское Госагентство по вопросам кино отказало в выдаче лицензий девяти российским фильмам и сериалам.

Как говорится на сайте ведомства, недавно оно внедрило экспертную оценку всех фильмов российского производства на предмет угрозы национальным интересам Украины. По результатам одной из таких проверок был запрещен прокат или показ фильмов «Фальшивая армия. Великая афера полковника Павленко», «Второй убойный», «Зимний круиз», «Честь самурая», «Разреши тебя поцеловать снова», «Ментовские войны 4», «Ментовские войны 7», «Отдельное поручение» и «Просто Джексон».

Это не первые ограничения в отношении российской кино- и телевизионной продукции, которые введены на Украине. Ранее были лишены прокатных удостоверений фильм «Поддубный» и сериал «Белая гвардия» по роману Михаила Булгакова. Кроме того, под запрет попали «Восьмерка» Алексея Учителя, «22 минуты» Василия Серикова и «Кухня в Париже» Дмитрия Дьяченко. Объяснение такое же — «защита национальных интересов» Украины. Стоит заметить, что Алексей Учитель подписал обращение деятелей культуры Владимиру Путину, выражающее одобрение присоединения Крыма к территории России. «Поддубный» удостоился отдельного комментария чиновников: «В условиях войны, которую ведет Россия против Украины, этот фильм является инструментом информационной войны».​

Из эфирной сетки украинских телеканалов еще в марте убрали фильмы, «пропагандирующие деятельность российских военных и войск спецназначения».

Инициативу поддерживают и некоторые руководители украинских телеканалов. Так, программный директор принадлежащего губернатору Днепропетровской области Игорю Коломойскому телеканала «1+1» Андрей Коваль еще в мае признавался журналистам, что «часть продукции, которая направлена на укрепление основ неоимперской политики Кремля», на канале транслироваться больше не будет.

Конфликт с украинскими властями уже отразился на деятельности российских компаний. Так, выручка компании «Система масс-медиа», входящей в структуру АФК «Система», во втором квартале 2014 года упала на 22,4%, до $17,8 млн. В компании это объясняют в том числе и ситуацией на Украине: под угрозой оказалось ее сотрудничество с украинскими телеканалами «Интер», «Украина», «1+1», ICTV. Украина для этой компании — второй по значимости рынок после российского. Кроме того, о сокращении выручки от сублицензирования телеправ на Украине заявлял и СТС Media.

От официальных комментариев руководители украинских телеканалов отказались.

Неофициально один из участников рынка признался, что обходиться без телевизионной продукции из РФ телевизионщикам будет достаточно сложно.

В тех случаях, когда сериал по заказу телеканала производит продакшн-студия, одна его серия может стоить $50–70 тыс., а цены на российские продукты начинаются с $5 тыс. за серию. Правда, бывают и исключения: одну серию «Интернов» украинские телевизионщики покупают за $100–150 тыс.

Западные сериалы, даже такие хиты, как «Карточный домик», «Игра престолов», «Борджиа», в телевизионном прокате почти всегда проваливаются. «Причина провала западных в том, что предпочтения нашей телеаудитории сильно отличаются от поклонников интернета», — говорит телепродюсер Алексей Гончаренко. И сетует на то, что новые серии западных сериалов быстро появляются с русским переводом в интернете, а потому у телезрителей востребованы редко.

Из-за отвратительных отношений между Украиной и Россией убытки подсчитывают и украинские киностудии.

Например, Одесская киностудия уже лишилась нескольких контрактов, ранее заключенных с российскими коллегами, которые все чаще отказываются от сотрудничества с украинцами и переносят съемки в Белоруссию и Грузию.

«В условиях антироссийской истерии на Украине идет массовый запрет на все российское», — констатирует президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. «Это может привести к миллиардным убыткам. На сегодня больше всего рекламного времени ТВ каналы продают как раз счет показа сериалов. Если не будет сериалов, не будет и рекламного бюджета.

Поэтому не исключено, что сейчас некоторые украинские каналы, такие как СТБ, «Новый канал», тот «же 1+1» или «Интер», понесут существенные убытки», — объясняет эксперт.

По его оценкам, рынок телевизионной рекламы на Украине сейчас составляет 5,2 млрд грн ($370 млн) в год, а в связи с запретом на российские сериалы его емкость может упасть до 2–3 млрд грн.

Чтобы как-то поддерживать своих телевизионщиков и кинематографистов, украинские власти запустили программу, в рамках которой будут поддерживать киношников. Уже начался конкурсный отбор кинопроектов, претендующих на государственную поддержку при производстве. Ориентироваться прежде всего будут на тех специалистов, которые умеют снимать кино для телеформата, рассказывают в Госкино.


Театр польский, автор чешский

Александринский театр ИТАР-ТАСС
Александринский театр

Спектакль «Мука жизни» варшавского Театра Народовы в постановке Яна Энглерта не приедет на фестиваль «Александринский» — один из главных международных смотров, ежегодно проводящийся на сцене одноименного театра. В заявлении фестиваля говорится, что отмена «не связана с творческими причинами». Народовы — одна из самых главных театральной площадок Польши, до сих пор активно сотрудничавшая с российскими режиссерами: так, в конце минувшего года Константин Богомолов выпустил в нем постановку «Лед» по роману Владимира Сорокина.

Режиссер и артист, постановщик «Муки жизни» Ян Энглерт руководит в театре «артистической частью» — в России этому соответствует должность «главный режиссер».

В Александринском театре не ответили на звонок «Газеты.Ru».

«Мы ценим наши многолетние отношения с Александринским театром, — сообщили «Газете.Ru» в Театре Народовом, — однако в ситуации, которая сложилась в последние месяцы и которая не зависит ни от нас, ни от наших партнеров, встреча со зрителем на сцене театра приобрела могла бы получить истолкования, которые мы не в состоянии предвидеть. Надеемся, что в ближайшее время [отношениям театров] удастся вернуться в нормальное состояние».

Культурный обмен между Польшей и Россией стал одним из первых жертв обострения политической обстановки. Так, были отменены все события и мероприятия Года культуры Польши в России, за исключением тех, работа (или производство) по которым уже начались. В ответ на это министр культуры РФ Владимир Мединский пообещал «асимметричный ответ»: он пообещал увеличить поддержку российско-польских проектов — как «пострадавших», так и только намеченных к реализации. Впрочем, никакой конкретикой это намерение пока не обросло.

Неожиданно выступила соседняя с Польшей Чехия.

Известный детский писатель Ива Прохазкова не дала разрешения на постановку по своему произведению «Бабушка с крылышками» в Кемеровском областном театре кукол «в связи с конфликтом на востоке Украины», — говорилось в сообщении Российского авторского общества, занимающегося в том числе очисткой прав зарубежных авторов для постановок в РФ. Сложность для театра из Кузбасса заключается в том, что новость застала коллектив уже в середине производства, когда были изготовлены куклы и началась работа над мизансценами.

Прохазкова считается чешским диссидентом: после окончания школы ей не дали поступить в университет.

В 1983 году она эмигрировала в Австрию, затем жила в Германии, а в 1995 году Прохазкова вернулась в Чехию, где проживает и сейчас. Является лауреатом множества литературных наград и премий.