Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Осторожно, зона закрывается

Музей истории политических репрессий «Пермь-36» может закрыться

Музей истории политических репрессий «Пермь-36», который находится на территории бывшего ГУЛАГа, завершает все свои образовательные и гуманитарные проекты и может прекратить работу.

Единственный в России музей ГУЛАГа, расположившийся на месте настоящей зоны в деревне Кучино Пермского края, может прекратить свою работу. Сотрудники автономной некоммерческой организации «Пермь-36» в пятницу выступили с заявлением, в котором сообщили о прекращении сотрудничества с государственными (точнее, краевыми) властями. «Выставочные, образовательные, просветительские и гуманитарные проекты, которые развивало на базе музея АНО «Пермь-36», более администрации Пермского края не нужны.

Да и сам музей в том виде, в котором он был создан общественностью, тоже не нужен», — говорится в заявлении.

Этому заявлению предшествовал затяжной конфликт музея с представителями левопатриотической общественности и краевыми властями. «Пермь-36» подвергалась нападкам со стороны движения «Суть времени», местной ячейки КПРФ. Предметом нападок, в частности, были представленные в экспозиции музея истории заключенных из числа бывших украинских «бандеровцев» и прибалтийских «лесных братьев», о которых говорилось как о мучениках режима.

На телеканале НТВ в цикле «Профессия: Репортер» вышел документальный фильм «Пятая колонна», основными рассказчиками в котором стали контролеры, при советской власти работавшие в кучинской зоне.

Музейный комплекс «Пермь-36» был создан в 1996 году по общественной инициативе, пост его директора занял музейщик Виктор Шмыров. Мемориальный комплекс открыли на месте зоны, на которой во времена Сталина отбывали наказание сотрудники правоохранительных органов, а

свою «славу» это место приобрело в качестве колонии для политзэков — здесь отбывали наказание борцы за независимость Украины и стран Прибалтики, диссиденты Сергей Ковалев, Борис Мейлах и многие другие.

Музей занимался научной и реставрационной работой, принимал посетителей и проводил экскурсии. Ежегодно в Кучино проходил международный гражданский форум «Пилорама», на котором дискуссии и лекции соседствовали с музыкальным фестивалем — на него съезжались правозащитники, музыканты и активисты со всей России, из ближнего и дальнего зарубежья. Его завсегдатаями были советник президента Михаил Федотов, бывший уполномоченный по правам человека Владимир Лукин. «Пилорама» была одним из заметных событий ежегодного фестиваля «Белые ночи в Перми», проводившегося во время «Пермской культурной революции» во времена правления предыдущего губернатора края Олега Чиркунова. По мнению руководителя общества «Мемориал» Арсения Рогинского, этот музей представлял собой

«уникальный пример безукоризненного партнерства государства и общества».

Выделяемые краевыми властями средства шли на содержание бараков и строений, средства из грантов и частных жертвователей — на работу над экспозицией. «Проект поддерживался всеми губернаторами, которые были в Перми до последнего времени, — Игумновым, Трутневым, Чиркуновым», — отмечает Рогинский.

Однако ушедшего в отставку Чиркунова в 2012 году сменил на посту губернатора Виктор Басаргин, при котором многие культурные инициативы предыдущего правителя края были резко свернуты. До июля 2013 года года музей находился в управлении у АНО «Пермь-36». Земля, на которой располагался музей, мемориальный комплекс и другие строения, принадлежали государству, которое передало их «Перми-36» в безвозмездное и бессрочное пользование. Однако в июле прошлого года краевая власть решила создать на базе музея еще одну институцию для управления своей собственностью — «Государственное учреждение культуры» Мемориальный центр истории политических репрессий».

Его целью первоначально должно было стать управление имуществом и администрирование музея. На пост руководителя была назначена Татьяна Курсина — многолетний сотрудник «Перми-36» и жена основателя музея Виктора Шмырова. Такое решение не вызвало вопросов, однако именно в этот момент начались проблемы —

музей не получил от края деньги на проведение ежегодной «Пилорамы»; не собрался и совет фестиваля, в котором должны принимать участие местные чиновники, ответственные за координацию работы служб.

В декабре 2013 года Курсина (успевшая к тому моменту провести ряд организационных преобразований) была уволена с этого поста решением министра культуры Гладнева. На ее место была назначена Наталья Семакова, ранее работавшая замминистра в краевом минкульте. При этом, как рассказал «Газете.Ru» источник, знакомый с ситуацией, с июля 2013 года краевая власть не переводила деньги на содержание музея.

С начала 2014 года Татьяна Курсина, а также сотрудники АНО «Пермь-36» вели переговоры с новой дирекцией. При участии краевого правительства было выработано соглашение о разграничении полномочий. Однако его так и не подписали. 23 июля, в день очередной встречи в краевом правительстве, на сайте пермской администрации появилось заявление, в котором

СМИ обвинялись в давлении на возглавляемое Семаковой госучреждение и правительство края в целом, а Курсина, Шмыров и другие ответственные лица негосударственной «Перми-36» — в том, что те навлекли на себя претензии «контрольно-надзирательных органов» по итогам проведенных проверок.

«Также было выявлено и то, что имущество мемориального комплекса, находящееся в бессрочном управлении у некоммерческой организации, пришло в серьезный упадок, несмотря на выделенные только за период с 2008 по 2013 год на содержание имущественного комплекса и проведение мероприятий суммы более 89 млн руб.», — говорилось в заявлении краевого правительства, которое заканчивалось резким пассажем:

«Вымогательство и угрозы терпеть не намерены и оставляем за собой право на ответные меры».

Знакомые с ситуацией источники опровергают информацию о нецелевом расходовании средств — по их мнению, усилиями сотрудников и волонтеров было отреставрировано и приведено в порядок около 5000 кв. м бараков, составлено множество интересных экспозиций.

Конфликт тем временем перетек из слов в дела — во время визита делегации представителей немецких и польских музеев-концлагерей под открытым небом по сигналу Семаковой в Кучино для проверки визового режима из районного центра Чусового были вызваны сотрудники МВД и УФМС. Затем

были демонтированы автогеном ворота лагеря, являющиеся частью экспозиции, — новая дирекция приняла их за металлолом.

Кроме того, некоторые из помещений с экспонатами были опечатаны новой дирекцией.

В своем заявлении представители АНО «Пермь-36» сообщили, что, в отличие от земли и строений, являющихся казенной собственностью, экспонаты и другие предметы экспозиции являются собственностью некоммерческой организации — или тех бывших зэков, которые их предоставили музею. Эти экспонаты АНО, по некоторым данным, намерено забрать из музея и подобрать для них новую экспозиционную площадку. Однако, как рассказал «Газете.Ru» пресс-секретарь «Перми-36» Андрей Никитин, сейчас

сотрудники опасаются, что у них отберут и принадлежащую им коллекцию.

Его опасения нашему изданию подтвердила и уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина.

«Все это собрано усилиями широкой общественности — не только музеем «Пермь-36» — силами «Мемориала», ученых, вузовских экспедиций. Все передавалось НКО, они вправе заявлять свои права: многое на них оформлено, — рассказала омбудсмен. — Но есть и точка зрения нового руководства музея, что раз им передано здание, значит, и все, что внутри него. Если пойдет этот виток конфликта, он опять будет уводить от сущностных вопросов продолжения функционирования музея».

«В кулуарах нам говорят: вами очень недовольны ветераны системы исполнения наказаний,

— рассказал собеседник «Газеты.Ru», знакомый с ситуацией в музее, — на самом деле они были недовольны всегда, как и левопатриоты, которые постоянно приезжали на те же «Пилорамы» и вступали в полемику с правозащитниками. Просто предыдущая администрация края никогда им не поддавалась, а при Басаргине и Гладневе решили уступить».

Источник добавил, что не уверен, что инициатива по «огосударствлению» музея исходила от самого губернатора — по его мнению, музей преследования инакомыслия может мешать людям в других структурах власти.

По информации «Газеты.Ru», вопрос о будущем «Перми-36» в июле обсуждался в Москве на одном из совещаний в администрации президента.

Марголина называет нынешнюю ситуацию «драматичной», однако надеется, что власть и АНО вернутся к переговорам. «Ни один музей совести не обходится без взаимодействия с заинтересованными общественными организациями, которые исследуют эту проблему, — рассказала она. — Я все-таки очень надеюсь, что когда утихнут все эмоции, улягутся страсти, мы сможем вернуться к формату нормального взаимодействия государственного учреждения с его инфраструктурой, территорией, зданием музея и НКО, содержательной частью музея».

«У Перми и в нашей стране, и за рубежом был имидж региона, в котором идет большая работа по увековечиванию памяти жертв репрессий, по исследованию прошлого и настоящего в деле защиты прав человека, — отмечает Арсений Рогинский из «Мемориала». — Теперь этого имиджа у региона не будет».

Получить оперативный комментарии у администрации Пермского края регионального министерства культуры в пятницу не удалось.

Новости и материалы
В Конгрессе США призвали охранять Трампа как президента
В Москву доставили пострадавших челябинских школьников
Хоккеиста «Салавата Юлаева» увезли на носилках в матче КХЛ
Стилист Решетовой назвал универсальную вещь для осеннего гардероба
Депутат Госдумы обратился к главе Минобороны из-за из-за выплат за бои под Курском
В Госдепе прокомментировали инциденты с пейджерами в Ливане
Лена Катина рассказала, как худеет после родов
Деми Мур о достижении стройной фигуры: «Жестока к себе»
Ученые назвали количество чашек кофе, защищающее от диабета и инсульта
Россиянам объяснили, в каком виде рыба наиболее полезна
Лукашенко рассказал о договоренностях с Россией и Украиной по дронам
Лукашенко рассказал о планах оппозиции перед выборами в 2025 году
В США предупредили Израиль о возможном ответе «Хезболлы» за взрывы пейджеров в Ливане
В наличии у дилеров в РФ появилась новинка от Forthing по цене Lada Vesta
Военкор рассказал об обстоятельствах исчезновения оператора БПЛА «Гудвина»
Алексей Чадов стал отцом во второй раз
Клуб Роналду уволил главного тренера
На Западе еще один грузовик с едой снес пассажирский самолет и попал на видео
Все новости