История
Архитектурная биеннале в Венеции выделилась из Венецианской биеннале искусства в 1975 году и проводится раз в два года, чередуясь с «материнской» выставкой. Количество стран — участниц биеннале увеличивается каждый год — в 2014-м в ней будут участвовать 65 стран. Десять стран приедут на выставку в Венецию впервые — среди них Коста-Рика, Индонезия, Кения, Марокко, Новая Зеландия, Турция.
Архитектурная биеннале охватывает весь город, но основные мероприятия проводятся в двух точках. В садах Джардини находятся национальные павильоны Германии, Франции, Великобритании, России и других стран — старейших участниц биеннале; большинство павильонов в садах были построены еще в первой половине ХХ века. Вторая часть выставки проходит в Арсенале, где находится главный павильон — павильон Италии. Здесь можно увидеть крупные международные выставки, которые проходят в рамках биеннале.
Раньше архитектурная выставка в Венеции представляла большей частью интерес для профессиональной аудитории; обычно она стартовала в августе и продолжалась три месяца. В этом году решено продлить срок работы биеннале до шести месяцев — по словам организаторов, это делается для того, чтобы выставку успели посетить все, кто интересуется архитектурой. XIV биеннале начинает работу 7 июня, а закрытые мероприятия по пригласительным билетам начались еще раньше — 5 июня.
Куратор биеннале
Каждая архитектурная биеннале получала своего куратора. В разные годы на эту должность приглашались архитектор Дэвид Чипперфильд, архитектурный критик Аарон Бецки, историк дизайна Деян Суджич и другие. В этом году куратором выставки стал голландский архитектор Рем Колхас.
Обычно куратор задает тему основных выставок биеннале, но не национальных. В этом году Колхас выбрал темой «Основы» («Fundamentals»).
По словам Колхаса, это будет трехчастная выставка «об архитектуре, а не об архитекторах», посвященная ее прошлому, настоящему и будущему. В главном павильоне разместится экспозиция, которую составлял сам куратор биеннале, назвавший ее «Элементы архитектуры» («Elements of Architecture»). Она посвящена отдельным деталям архитектурных сооружений — дверям, потолку, коридору и т.п.
В этом году Рем Колхас также придумал тему, которой должны следовать и страны — участницы выставки, предложив изучить последние 100 лет истории архитектуры: «Как архитектура стала современной: 1914–2014» («Absorbing Modernity: 1914–2014»). Куратор считает, что последний век стал эпохой модернизма, который повлиял на создание «универсального языка современной архитектуры». Плохо это или хорошо, какова судьба национального языка архитектуры и его примет — об этом и должны поразмышлять участники.
Бюро ОМА и архитектурная школа Рема Колхаса известны во всем мире. Его достижения отмечены самой престижной профессиональной премией — Притцкеровской — и «Золотым львом» Венецианской биеннале. Рем Колхас принимал участие в создании образовательной программы Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», который в этом году занимался разработкой экспозиции российского павильона на Венецианской архитектурной биеннале.
«Золотой лев»
Подобно Венецианскому кинофестивалю, биеннале в Венеции тоже вручает награды — «Золотых» и «Серебряных львов». На архитектурной выставке их три.
«Золотой лев» и один из «Серебряных львов» вручаются за лучшую национальную экспозицию.
Еще один «Серебряный лев» получит одна из итальянских выставок, которые проходят в рамках проекта Monditalia. Церемония награждения состоится в день открытия биеннале — 7 июня.
Также «Золотых львов» получают архитекторы за особые заслуги и значение для развития этого вида искусства. В этом году «Золотого льва» получил канадский архитектор Филлис Ламберт.
Награды архитектурной биеннале вручает не куратор, а специальное международное жюри. В этом году в него входит нигерийский архитектор Кунле Адейеми, Франческо Бандарин из UNESCO, документалист Брехте ван дер Хаак (Голландия), критик и куратор Хоу Ханру (Китай) и продюсер Митра Кхубру (Арабские Эмираты).
Россия дважды удостаивалась внимания жюри. В 2000 году архитектор Илья Уткин получил специальный приз за лучшую архитектурную фотографию. А в 2012-м специального упоминания жюри удостоилась экспозиция российского павильона, которая состояла из множества QR-кодов с информацией об объектах отечественной архитектуры.
Российский павильон
Павильон России в венецианских садах Джардини празднует в этом году столетие: он был построен в 1914 году по проекту архитектора Алексея Щусева.
Павильон выполнен в неорусском стиле; это небольшое здание со стеклянными куполами. Участок для постройки выделил король Италии Виктор-Эммануил III, а выбирала его великая княгиня Мария Павловна, возглавлявшая Академию художеств в Санкт-Петербурге. Участок на главной аллее садов Джардини был передан России за символическую плату.
Россия (а потом и СССР) участвовала в Венецианской биеннале до начала 1930-х. В советское время русский павильон в садах Джардини вновь открылся в 1956 году. В 2000-м здание павильона было отреставрировано на частные деньги.
Русский комиссар
Комиссар национального павильона — хранитель здания. Он следит, чтобы павильон поддерживался в должном состоянии. Однако в России комиссар выбирает и кураторов экспозиции — то есть в некотором роде влияет на идеологический посыл экспозиции. Но за идею и реализацию выставки отвечают кураторы. В разные годы кураторами российских выставок на архитектурной биеннале в Венеции были Евгений Асс, Сергей Чобан и другие архитекторы, а комиссар долгие годы (с 2000 года) был один — архитектурный критик Григорий Ревзин.
В этом году уже во время работы над проектом выставки, за два месяца до ее начала, Ревзин был отстранен от должности комиссара российского павильона в Венеции. По словам самого Ревзина, причиной отставки стала его позиция по Крыму. Это подтвердили и в Министерстве культуры.
Новым комиссаром был назначен Семен Михайловский, историк архитектуры и ректор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. На презентации проекта российской экспозиции на архитектурной биеннале в Венеции Михайловский сообщил, что для него назначение оказалось неожиданностью, он поддерживает хорошие отношения с Ревзиным и одобряет идею и реализацию экспозиции, которую готовил в этом году институт «Стрелка».