«Наркомфин» на продажу

Пять проектов российского павильона на Архитектурной биеннале в Венеции

__is_photorep_included6054533: 1
Россия отправляет на Архитектурную биеннале в Венеции 21 проект. «Газета.Ru» выбрала из них пять самых выразительных идей, которые представят отечественную архитектуру на главном архитектурном событии года.

XIV Архитектурная биеннале в Венеции стартует 7 июня и продлится до 23 ноября. Куратором выставки в этом году стал голландский архитектор Рем Колхас. Он задал тему для всех национальных экспозиций: «Как архитектура стала современной: 1914–2014». Голландец предложил представителям стран поразмышлять в своих павильонах о роли модернизации в архитектуре и о национальной идентичности в архитектуре и культуре в целом.

Российский павильон в этом году курирует Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Придумали и реализовали его концепцию культуролог Антон Кальгаев, архитектор Дарья Парамонова и журналист Брендан Макгетрик. Их проект представляет архитектурные идеи, реализованные в России за прошедший век.

При этом кураторы предлагают мысленный эксперимент — квазикоммерческую выставку выдуманных компаний, которые рискнули применить архитектурные идеи ХХ века к настоящему или будущему.

Для двух десятков идей были придуманы компании, разработаны выставочные стенды и рекламные материалы, сняты ролики и созданы макеты. В ярмарке идей будут участвовать «торговые представители» — настоящие эксперты в различных областях, которых режиссер, лауреат «Золотой маски» Филипп Григорьян научил продавать товар — в реальности не выставляемый на продажу или вовсе не существующий. «Газета.Ru» выбрала пять идей, проектов и компаний, которые представят на биеннале российскую архитектурную мысль ХХ века через маркетинговые технологии XXI столетия.

Estetika Ltd



Новый русский небоскреб для стенда «Estetika Ltd»

Новый русский небоскреб для стенда «Estetika Ltd»

Пресс-служба

В ХХ веке архитекторы пытались осмыслить традиционную русскую архитектуру и применить ее к современным требованиям. В начале века появился «неорусский стиль» — течение, основанное на традициях древнерусского зодчества Новгорода, Пскова и Русского Севера.

Идеи неорусского стиля в архитектуре на биеннале будет демонстрировать псевдокомпания Estetika Ltd, якобы производящая декоративные элементы для фасадной и внутренней отделки зданий. Эти элементы делаются из современных материалов, а имитируют резные детали деревянных русских домов. Но и капитальным строительством Estetika Ltd, по условиям игры, занимается: на стенде компании будет показываться ролик, в котором демонстрируется небоскреб в неорусском стиле и то, как он может гармонично вписаться в типичную архитектуру деловых сити.

Narkomfin

Конструктивистский дом-коммуна Наркомфина, который в конце 20-х годов для госпрограммы жилищного строительства спроектировал Моисей Гинзбург, сегодня может быть утрачен: из-за споров собственников уникальное здание на грани разрушения и требует незамедлительной реставрации.

Гинзбург придумал дом, в котором понятие «семьи» как ячейки утрачивается и границы между личным и общим стираются: это коммунальное жилое здание на 50 семей, в котором предусмотрены столовая, физкультурный и читальный залы, детский сад, прачечная. Гинзбург предусмотрел вокруг дома парковую зону, а первый этаж сделал нежилым. В доме Наркомфина три типа квартир, часть из которых — двухъярусные, а на плоской крыше можно загорать.

Архитектурное решение псевдокомпании Narkomfin™ сделано на основе идей Моисея Гинзбурга. Проект представляет четыре модели коллективного сосуществования: это оздоровительный комплекс, офис IT-компании, тюрьма для малолетних преступников, дом-коммуна. Каждая модель подчеркивает те особенности, которые были присущи замыслу Гинзбурга: связь с городской средой, сочетание общего и частного, формирование жизненного уклада и жизнь в коммуне.

Moscow Metro Worldwide

Московское метро — уникальный объект городской инфраструктуры, который кроме транспортных функций в свое время выполнял идеологические, неся груз и величие сталинской дворцовой архитектуры, транслируя символы и картины прекрасного коммунистического прошлого и будущего, но никак не настоящего.

Вдохновляющие и воспитывающие личность метрополитены должны быть в каждом мегаполисе, решили в «дизайн-бюро» Moscow Metro Worldwide. На продуктивных примерах и образцах соцарта из московского подземелья «компания» показывает, как можно и в других городах воспитывать, прославлять, просвещать, а также демонстрировать достижения искусства, науки, промышленности и сельского хозяйства.

Стенд «компании» оформлен витражами в стилистике столичной станции «Новослободская». Сюжеты витражей — образы разных городов мира.

Ark-stroy

«Дом на «Тульской» — жилой комплекс возле станции метро «Тульская» в Москве — знаком многим и выделяется в архитектурной среде района. Длина здания составляет 400 м, поэтому москвичи называют дом «лежащим небоскребом», а иногда и «домом-кораблем»: когда-то белый, на фоне синего московского неба он действительно напоминает огромный океанский лайнер. Но главная особенность дома на «Тульской» — в его конструкции. Спроектированное во время «холодной войны», здание отличается уникальными показателями сейсмоустойчивости и построено из бетона, который использовали для возведения плотин и ГЭС.

Архитектурная псевдокомпания Ark-stroy предлагает использовать опыт постройки дома на «Тульской» для возведения зданий, которые выдержат природные и антропогенные катаклизмы вроде ураганов, землетрясений, ядерных зим и даже нашествий зомби. Компания убеждена, что ее «Ноев ковчег» тревожных времен «холодной войны» ХХ века способен выстоять перед всеми мнимыми и явными угрозами ХХI столетия.

Financial Solutions

Москва 1990-х — это идея реновации города без оглядки в прошлое. Представляя российскую архитектурную перспективу за век, кураторы нашего павильона в Венеции решили не отказываться от плохого в пользу хорошего, а остановились на знаковых образцах.

Financial Solutions — «консалтинговое агентство» по вопросам недвижимости, которое поможет без особых моральных потерь обосновать снос архитектурного памятника. Вы можете восстановить памятник в новых материалах, в увеличенном объеме и с дополнительными возможностями (парковкой, торговым центром и т.п.). В качестве примера подобных реноваций на стенде агентства приводятся «Воздвиженка-центр» (ранее известный как магазин «Военторг») и гостиница «Москва». В обоих случаях исторические здания были снесены, а на их месте появились новые, больших размеров. А чтобы посетители убедились в успешной деятельности агентства, на стенде Financial Solutions можно увидеть модель Шуховской башни — как она могла бы выглядеть после сноса и возведения вновь опять же в увеличенных размерах, на новом месте и без культурного прошлого.