Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Кино подчинилось министру

Иван Демидов перестанет курировать кино, но останется замминистра

Игорь Карев, Алексей Крижевский 06.06.2013, 17:40
Замминистра культуры РФ Иван Демидов Александр Натрускин/РИА «Новости»
Замминистра культуры РФ Иван Демидов

Замминистра культуры Иван Демидов не будет курировать кино, департамент кинематографии в Минкультуре теперь подчинен лично главе ведомства Владимиру Мединскому.

Изменение полномочий Демидова вызвано новыми задачами, поставленными перед министерством во время совещания по вопросам кинематографии, проведенного 24 мая в Сочи Владимиром Путиным, сказано в сообщении на сайте Минкультуры.

Как следует из приказа министра культуры, Демидов станет куратором модернизационных программ ведомства, а также будет, как и прежде, курировать деятельность департамента государственной поддержки искусства и народного творчества, который возглавляет Софья Апфельбаум. Как пояснили «Газете.Ru» в министерстве,

в ведении Демидова отныне будет также информационная политика ведомства — пресс-служба и сайт Минкульта, портал «культура.рф» и в целом вся медийная политика ведомства.

Иван Демидов стал известен в начале 1990-х как ведущий музыкальной программы «МузОбоз»; был продюсером и директором телеканала «ТВ-6», главным редактором православного телеканала «Спас». Политическую деятельность начал как глава координационного совета молодежного движения «Молодая гвардия», отвечал за идеологию в «Единой России», работал в управлении по внутренней политике администрации президента.

Замминистра культуры назначен в июне 2012 года.

За прошедший год министерству удалось найти компромиссный вариант развития киностудии «Ленфильм» и практически полностью замкнуть на себя систему государственной поддержки отечественного кино. В январе этого года фактически независимый Фонд кино потерял часть своего бюджета и влияния, а возглавил его Антон Малышев. Прежний руководитель Минкультуры Сергей Толстиков активно выступал за независимость киноотрасли от государства. У министерства денег на господдержку прибавилось: вместо 1,5 млрд рублей в 2012 году теперь оно будет распределять среди кинематографистов 2,2 млрд рублей.

Другое дело, что ни одно из этих достижений не связывается напрямую с Демидовым как заместителем главы культурного ведомства.

Так, установочное заседание по судьбе «Ленфильма», которое Демидов проводил на киностудии спустя месяц после своего назначения, закончилось безрезультатно и с долей скандальности. Режиссер Александр Сокуров после него заявил, что у кинематографистов и Минкультуры «абсолютно разные представления о том, чем должен заниматься кинематограф», а режиссер Дмитрий Светозаров назвал происходящее «разводом» — в экономическом смысле. Реорганизация Фонда кино также вылилась в публичный обмен мнениями между кинематографистами и главой Фонда, с одной стороны, и Демидовым — с другой.

Фактически все достижения, связанные с государственной политикой в области кино, принадлежат более высокими фигурам — Мединскому и даже Путину, к которому апеллировал тот же Сокуров после неудачного общения с Демидовым.

С именем Демидова связан и один из самых громких скандалов 2012 года в кино — невыдача прокатного удостоверения фильму «Клип» сербского режиссера Майи Милош; причиной такого решения в министерстве назвали «использование в картине образов подростков 14–16 лет, которые употребляют наркотики, алкоголь, сквернословят, занимаются сексом». Фактический запрет на демонстрацию фильма вызвал бурю возмущения в среде кинематографистов и обвинения Минкульта в цензуре. Владимир Мединский тогда поддержал своего зама: «Фильм «Клип» нарушает целый ряд статей действующих российских законов, поэтому ни при каких условиях он не мог получить прокатного удостоверения» — так прокомментировал министр культуры этот вопрос в онлайн-интервью «Газете.Ru».

Возможно, именно столь невзрачный послужной список и привел к тому, что, когда в конце мая «Известия» опубликовали материал о скорой отставке Демидова, это сообщение не вызвало отторжения ни у кого, связанного с кино; правда, некоторые эксперты связывали его уход с отставкой зампреда правительства Владислава Суркова, креатурой которого тот считался. В замминистра же прочили Антона Малышева из Фонда кино.

Одно начинание Демидову удалось передать своему шефу — определение тех фильмов, которым будет оказана государственная поддержка, проведение по ним сценарных конкурсов и распределение подрядов на их производство. На совещании у Путина в Сочи Владимир Мединский озвучил эти темы, среди них — «герои труда», «полет человека в космос», «Первая Мировая война». Как уверяют в Минкультуры, этот список был сформирован на основании опросов общественного мнения, проведенных по заказу культурного ведомства.

«После совещания в Сочи стало ясно, что кино отводится роль важнейшего из всех искусств», — прокомментировал ситуацию «Газете.Ru» программный директор Московского кинофестиваля, киновед Кирилл Разлогов, —

«и в сложившейся ситуации министр решил взять на себя всю полноту ответственности за дальнейшее развитие этой сферы».

Демидов, сказал эксперт, просто не успел показать результатов своей работы: «Иван Иванович работает в министерстве недавно, а чтобы продемонстрировать какие-то результаты, необходимо минимум три года».

Против Демидова, по мнению Разлогова, работало и недоверчивое отношение к нему, сложившееся в киносообществе.

О том, насколько полезна или вредна может быть такая централизация управления отраслью, эксперт судить не берется. По его словам, влияние этот процесс может оказать только на индустриальные аспекты киножизни в России.

«Художественные качества кино не зависят от формы руководства отраслью, оно не имеет на них никакого влияния», — сказал Разлогов. — «Кино — это искусство, и оно продолжит жить и развиваться само по себе».

«Если вреда не будет, то уже хорошо», — резюмировал эксперт.