Пенсионный советник

Иначе не смотрится

В Госдуму внесены законы о введении квот на отечественное кино и отмену льгот по НДС для кинотеатров: кино станет дороже или лучше?

Игорь Карев 24.12.2012, 18:29
iStockPhoto

Вице-спикер Госдумы РФ Сергей Железняк в пятницу 21 декабря внес на рассмотрение в Государственную думу два законопроекта: первым из них он предложил отменить льготу по неуплате налога на добавленную стоимость при показе в кинотеатрах иностранных фильмов — сейчас они освобождены от его уплаты как «осуществляющие культурную деятельность», а другим — установить квоту на показ отечественного кино в кинотеатрах России. Эти меры вызвали противоречивую реакцию у представителей киноотрасли.

Оба проекта были внесены без обсуждения в думском комитете по культуре и направлены председателю Госдумы шестого созыва Сергею Нарышкину в последний день осенней сессии.

Долю показов российского кино на 2013 год депутат предлагает установить в размере 20%.

Ее размер предполагается рассчитывать от «общего количества сеансов», а учитывать — только те показы «национальных фильмов», которые демонстрируются ежедневно в каждом кинозале с 12 до 24 часов. При этом для многозальных кинотеатров доля будет рассчитываться раз в квартал, а для малозальных — раз в день.

Начиная с 2014 года, по мнению Железняка, долю национальных фильмов в кинотеатрах должно устанавливать правительство РФ.

Предлагается и наказание для нерадивых владельцев кинотеатров: при невыполнении установленной законом нормы юридическое лицо должно заплатить штраф в размере от 100 до 400 тыс. рублей за каждый случай нарушения нового закона. От чего будет зависеть размер штрафа, в проекте не указано.

«Одной из причин происходящего, по мнению специалистов, являются проблемы российского кинематографа в конкурентной борьбе с западной киноиндустрией»,

— говорится в пояснительной записке к этому законопроекту, а «единственно возможным выходом» его автор видит «усиление государственной поддержки российского кинематографа в целях достижения интересов России».

Льготы по уплате НДС с билетов в кинотеатры установлены статьей 149 части II Налогового кодекса РФ. Железняк предлагает внести в этот пункт уточнение —

кинотеатры не должны уплачивать налог только в том случае, если показывают «кинопродукцию, получившую удостоверение национального фильма».

Данный законопроект предложен, как сказано в пояснительной записке, в целях «оказания государственной поддержки российскому кинематографу».

Тема поддержки российского (а по факту — ограничение иностранного) кино в России практически не исчезает из новостной повестки дня, и традиция эта пошла с последних лет СССР, когда одновременно уменьшилось количество выпускаемых отечественными студиями фильмов и работающих кинотеатров и увеличилось число пиратских видеосалонов и голливудских фильмов.

Правда, ни одна попытка введения квотирования так и не дошла до закона. Так, в 1998 году свой проект подготовил думский комитет по геополитике, но он даже не рассматривался.

В 2002 году тогдашний министр культуры Михаил Швыдкой заявил, что российский кинематограф не в состоянии выпустить нужное количество фильмов, чтобы выполнить квоту в 25%;

тогда о выделении квоты просил руководитель концерна «Мосфильм» Карен Шахназаров. В 2004 году, с приходом в кресло министра культуры Александра Соколова, шли довольно жаркие дискуссии по поводу выделения твёрдой доли отечественному кино, казалось, что введение системы квотирования — вопрос едва ли не решенный, но до реализации дело снова не дошло.

Вновь о квотах заговорили всерьез уже в этом году. В марте «Коммерсантъ» опубликовал письмо Минэкономразвития в Минкультуры с предложением установить 24-процентную долю российского кино в прокате. Затем в сентябре уже новый министр культуры Владимир Мединский во время правительственного совета по развитию отечественного кинематографа (четвертого по счету и первого под председательством Дмитрия Медведева) предложил либо ввести квотирование, либо отменить льготу по НДС для кинотеатров. Сам Мединский, по его словам, склонялся именно к идее квот.

«Ненулевая ставка НДС или отмена нулевой ударит напрямую по карману кинозрителя, просто повысятся цены на билеты»,

— сказал Мединский, правда, не уточнив, какой уровень квоты в министерстве находят предпочтительным.

«Введение квот вызывает у меня недоумение, — поделился с «Газетой.Ru» депутат Государственной думы, кинорежиссер, член думского комитета по культуре Владимир Бортко, — это очень странная мера. Давайте еще полицию звать, если вдруг увидим, что кинотеатр не выдерживает квоту?

Надо свои фильмы делать интересными — тогда и квоты не понадобятся».

В 2012 году в российский прокат уже вышел (по данным сайта «Кинопоиск.Ru») 351 фильм — из них российских — 65 (18%). На этой неделе выйдет еще восемь лент, из них три отечественные — две комедии, «Джентльмены, удачи!» с Сергеем Безруковым и Гошей Куценко, «С новым годом, мамы!» Сарика Андреасяна и продолжение богатырской франшизы — мультфильм «Три богатыря на дальних берегах». Соревноваться же, по большому счету, им предстоит только самим с собой и идущей вторую неделю первой частью «Хоббита». Но даже столь мощный финиш (а предновогодний уикенд — один из самых прибыльных в году), по расчетам компании Movie Research, не позволит отечественному кинематографу поправить невзрачные результаты прошлого года: общая выручка кинотеатров, по предварительным оценкам, перевалит за 40 млрд (на 15% больше 2011 года), а вот доля сборов российского кино составит лишь 13,8% (год назад было 15,7%).

На круглом столе в РИА «Новости», посвященном итогам 2012 года года, такой результат многие объяснили отсутствием российских фильмов-лидеров — какими, например, в 2005 году (тогда доля сборов отечественного кинематографа составила 30%) стали «Турецкий гамбит» и «9-я рота».

Глава Фонда кино Сергей Толстиков даже с горечью отметил, что если бы фильм «Высоцкий: Спасибо, что живой» вышел не в ноябре 2011-го, а через пару месяцев, то, подведя итоги, «мы под барабанную дробь рапортовали бы об успехах».

Вывести продажу кинобилетов из списка операций, не подлежащих налогообложению, последний раз пытались совсем недавно — год назад в Госдуме рассматривались поправки в Налоговый кодекс, в числе которых была и отмена льгот для кинотеатров, причем отмена предполагалась полная, без разделения на происхождение показываемого кино. Тогда эта поправка была депутатами отклонена — в том числе и из-за позиции кинотеатральных сетей.

Существуют российские фильмы, которые могут составить конкуренцию по просмотрам зарубежным продуктам, рассказал «Газете.Ru» гендиректор «Кронверк Синема» Андрей Терешок, добавив, что проблема — в количестве таких фильмов.

«Меры, предложенные в законопроектах, пользы российскому кино не принесут. Опять встанет вопрос роста цен на билеты, а зрители продолжат ходить на те фильмы, которые им нравятся,

— считает Терешок. — Государство должно создать условия для производства качественного отечественного кино».

«Предлагаемый законопроект приводит к увеличению стоимости билета, причем это увеличение ведет к повышению доходов и дистрибутора, и производящей компании, объяснил «Газете.Ru» глава исследовательской компании Movie Research Олег Иванов, — деньги от возросших в цене билетов поступают не напрямую в бюджет, а перераспределяются между всеми участниками «добавленной стоимости».

По мнению Иванова, Железняк фактически предложил законопроект, который приведет к дополнительному обогащению «западных мейджоров» и тем самым увеличит их доход на территории РФ.

С ним не согласен депутат Государственной думы, кинорежиссер, член комитета по культуре Владимир Бортко: «Те люди, которые говорят, что введение НДС приведет к обогащению американских мейджоров, — просто лоббисты. Год назад уже была попытка отменить НДС для кинотеатров независимо от страны — производителя фильма. Тогда эта инициатива была заблокирована, в том числе при огромном давлении со стороны крупных прокатных компаний, многие из которых принадлежат американцам».

Бортко отметил, что поддерживает возвращение НДС для фильмов, не имеющих удостоверения национальных:

«В России платят НДС все, кроме киноотрасли.

Такую меру вводят все страны, и то, что у нас такого налогообложения не было — вот это удивительно, — заявил депутат. — Протекционизм нужен, но не запретительный, а экономический».

Сборы же отечественного кинопроката год от года растут: в 2010 году они впервые превысили $1 млрд (более 30 млрд рублей), в 2011-м составили почти 36 млрд рублей, а в этом — около 40,5 млрд.

На «круглом столе» продюсер Сергей Сельянов отметил, что в США ежегодный прокат составляет около 650 фильмов, и только треть из них приобретается для России — из них «выстреливает» не более 20, на которые приходится пять российских картин, которые и «собирают кассу».

«Следовательно, если мы хотим увеличить долю нашего кино, мы должны наращивать кинопроизводство. Но нам для этого не хватает не только средств, но и кадров», — заключил Сельянов.

Там же, на «круглом столе», Олег Иванов предложил и способ увеличить кассовую долю российского кино в прокате. По его мнению, следует выпускать больше отечественных фильмов, способных привлечь от полутора до двух миллионов зрителей; в идеале таких картин должно быть 20–30 в год. Иванов сказал, что это позволит удерживать «российскую долю» в выручке кинотеатров на уровне 30%.

Примечательно, что в 2012 году лучший российский фильм — это был «ДухLess» по роману Сергея Минаева — посмотрели 1,86 млн человек (его сборы составили 414 млн рублей), и он оказался единственным, вписавшимся в заданные Ивановым рамки. Следующую по сборам ленту — комедию «Джунгли» — посмотрели 1,34 млн зрителей.