Пенсионный советник

Серым по Белому

В прокат выходит фильм «Бригада: Наследник»

Егор Москвитин 29.11.2012, 15:30
__is_photorep_included4872853: 1

В прокате — фильм «Бригада: Наследник» о приключениях юного сына Саши Белого из сериала «Бригада», главный кинокурьез месяца с Иваном Макаревичем в главной роли, скорее «Гарри Поттер», чем криминальный триллер.

Фильм начинается так, как будто это русский «Крестный отец»: 2002 год, неотличимая от Сицилии Черногория. Саша Белый (не Безруков, дублер) едет вдоль моря на ужин с беременной женой (Екатерина Гусева), маленьким сыном и последними оставшимися в живых друзьями – каскадером Александром Иншаковым и мастером боевых искусств Сергеем Бадюком в ролях самих себя. По пути на Белого совершают дорогостоящее покушение в духе бондианы. Его семья бежит в Америку. Проходит десять лет.

Казалось бы, фильм, в котором герой Безрукова (пусть даже сыгранный его дублером) взрывается на пятой минуте, не может быть плохим, но нет: уже в следующий момент «Бригада» превращается в пародию на компьютерную игру Grand Theft Auto.

Нью-Йорк, наши дни. Несколько плюшевых хипстеров, притворяющихся крутой шпаной, задумывают кинуть на крупные деньги воротил с Уолл-стрит. Операция проваливается по вине самого нелепого из героев – двадцатилетнего Вани Белого. В его роли – очень перспективный актер Иван Макаревич, но именно в этом фильме он кажется гостем случайным:

его герой похож не на плечистого Безрукова, а на рэпера Децла в школьные годы.

Чтобы вернуть товарищам потерянные деньги, Ваня вместе со своей напоминающей студентов Хогвартса шайкой втайне от матери едет в Москву – продавать папину недвижимость на Рублевке. По прибытии в Россию в эту аферу вмешиваются продажные менты, функционеры из ФСБ, бандиты с Кавказа, воры старой закалки и несколько хороших парней вроде уже упомянутого Иншакова.

Сюжет новой «Бригады» неправдоподобен настолько, что на его фоне даже самые дикие гангстерские фантасмагории вроде последнего «Антикиллера» могут сойти за документальное кино.

К тому же у героев Данила Корецкого хотя бы был аутентичный криминальный язык, которому зритель охотно верил, здесь же – абсолютно беспомощные диалоги. Такой сценарий не вытянул бы ни один актерский ансамбль, но у фильма и кастинг соответствующий. Валерий Золотухин зачем-то играет вора-аристократа. Наряженный хипстером Иван Макаревич убедительно изображает Симбу из франшизы «Король Лев», но представить, что из него вырастет (не в конце этого фильма, так хотя бы в сиквеле) Король Лев, решительно невозможно. Американские друзья героя на Рублевке смотрятся еще хуже, чем русские из «Брата-2» — на Брайтон-Бич. Александр Иншаков в футболке с надписью «СССР» излучает чересчур много крутизны – больше, чем весь актерский квартет из оригинальной «Бригады». Колоритные второстепенные персонажи вроде зловещего человека из ФСБ, помешанного на суши богатыря-телохранителя или надрывного киллера Бесо ситуацию не меняют.

Страшно сказать, но весь фильм ждешь, что появится Сергей Безруков, родной наш, любимый, и всех спасет.

В такой ситуации зрителям и критикам остается только одно – искать в случившемся хоть какой-то смысл и придумывать любые причины, почему наше время и продюсерские деньги были потрачено не зря. Новая «Бригада» дает множество возможностей для подобных интерпретаций.

Этот фильм — и занимательный очерк о нравах, и справка о психическом состоянии отечественного кинобизнеса, и, если хотите, набор политических заявлений.

Одна из сцен, например, происходит на заседании неких силовиков, обсуждающих борьбу с коррупцией. Председатель собрания произносит дословно следующее: «Пока во главе страны стоит ориентированная на личное обогащение клептократия, решить проблему коррупции не удастся». Но голос у него старческий и вялый, а слушателям явно не до него: один разглядывает буклет с элитной недвижимостью, другой уходит прямо во время заседания, чтобы при помощи спецназа разрулить проблемы с бандитами. Что хочет сказать этим продюсер Иншаков, доверенное лицо Путина?

Или вот сюжетный контекст.

Сериал «Бригада», при всех своих недостатках, был очень важной мифологемой новой России, и потому логично, что его продолжение тоже предлагает зрителям интересную городскую легенду.

Выглядит она так: наследник «честного вора» из 90-х возвращается в Россию, чтобы предъявить свое право на землю.

Точнее, его интересуют два гектара Рублевки, но скучающий в зале зритель наверняка доведет метафору до логического завершения. Прилетев на родину, герой обнаруживает, что его территория оккупирована «новым дворянством» с Лубянки, которое так же, как и его отец, занимается криминалом, но при этом ездит на машинах с мигалками. Старая бандитская элита, которую тут символизирует, смешно сказать, Валерий Золотухин, наоборот, власть утратила, но упрямо сохраняет некую ее иллюзию. Третьей силой в этой коллизии выступает молодой гангстер с характерным именем Бесо (демонически сыгранный актером Юрием Чурсиным), окруженный бородатыми боевиками и юристами в дорогих костюмах. Этому человека убить вообще ничего не стоит. В фильме Балабанова простой русский герой Саша Белый разобрался бы и с первыми, и со вторыми, и с третьими, но авторы новой «Бригады» даже не тешат зрителя такими иллюзиями.

В их фильме новые хозяева жизни прямо говорят наследнику всенародно любимого «вора в законе»: «Возвращайся-ка ты в свою Америку, Ванька».

Наконец, совсем забавным выглядит попытка встроить в этот сюжет шекспировские страсти: прилетевший из Штатов Гамлет обнаруживает, что его замок на Рублевке принадлежит шишке из ФСБ, но влюбляется в его дочь и из Гамлета превращается в Ромео. Реприватизация отменяется, дети двух элит где-то за кадром заключают брак. Прощай, Россия. В общем, это ужасный фильм, но едва ли вам на нем будет скучно.