Пенсионный советник

Гельман вынес святых из Петербурга

Марат Гельман отменил выставку «Icons» в Петербурге

Игорь Карев, Алексей Крижевский, Никита Зея (Санкт-Петербург) 16.10.2012, 13:51
__is_photorep_included4815233: 1

Выставка «Icons» в Петербурге не состоится: такое решение принял галерист Марат Гельман после предложения организаторов, Rizzordi Art Foundation, перенести ее на конец 2013 года в связи с «неблагоприятной атмосферой в городе».

Выставка «Icons», проведение которой было запланировано в петербургской галерее Rizzordi Art Foundation, не состоится: галерист Марат Гельман принял решение отменить мероприятие после получения из фонда Rizzordi Art Foundation, в котором председатель правления Виталий Риццо просил перенести выставку на конец 2013 года. В качестве причины переноса была названа «неблагоприятная атмосфера», сложившаяся в городе.

Открытие «Icons» было намечено на 15 ноября. Одним из центральных экспонатов должна была стать работа одного из самых известных британских современных художников Дэмиена Хёрста, «прекрасно вписывающуюся в концепцию «Icons» (как ранее объяснял галерист, выставка посвящена «современному осмыслению иконы как объекта искусства, а не культа»). Название работы британского художника организаторы не объявляли.

«Я хоть и понимаю вас и вашу ситуацию, но очень разочарован вашим решением. Не зная всех обстоятельств, просто фиксирую, вы приняли это решение в ущерб художественной среде города. (...)

Выставка «Icons» в вашем пространстве не переносится, а отменяется», — написал Гельман в своем блоге на livejournal.com.

По данным галериста, на организаторов выставки «было давление», а письмо — «результат этого давления».

В пресс-службе Смольного слова Гельмана о давлении комментировать отказались, посоветовав обратиться за подробностями в городской комитет по культуре.

«То, что комитет запретил выставку, неправда. К нам никто по поводу этой выставки не обращался, мы запретить ничего не можем в принципе», — рассказала «Газете.Ru» помощник председателя петербургского комитета по культуре Мария Ожигина.

«Сегодня это невозможно, мы живем в другом времени. Если есть давление общественности против того, чтобы такая выставка проводилась, то это не из Смольного делается, это не циркуляр сверху. Если бы Петербург был первым городом, где демонстрируется выставка, можно было бы говорить о прецеденте. Но ведь это третья площадка, и каждый раз возникает напряжение. Для Гельмана как человека грамотного, с точки зрения пиара, это дополнительные бонусы», — заключила она.

По информации «Газеты.Ru», решение о переносе «Icons» на будущий год было принято после встречи руководства фонда Rizzordi Art Foundation с петербургским губернатором Георгием Полтавченко, состоявшейся в конце прошлой недели. По некоторым данным, градоначальник выразил неудовольствие идеей экспозиции

До этого протест против выставки организовали представители нескольких патриотических и православных организаций — таких как «Народный собор» и «Профсоюз граждан России»: они собрали около 3 тысяч подписей под обращением к губернатору с требованием запретить «Icons». Сбор подписей сопровождался рекламной кампанией — в сентябре на штендерах в центре Петербурга появились плакаты, призывающие «подписать письмо губернатору против Марата Гельмана» и остановить выставку.

В самом фонде Rizzordi Art Foundation корреспонденту «Газеты.Ru» сообщение о том, что причиной переноса выставки стало распоряжение Полтавченко, назвали «бредом». «Конечно, никаких встреч не было, и никаких распоряжений никто не получал», - сообщила изданию президент фонда Анна Шумилова. Она разъяснила, что основной причиной переноса стала неполная готовность экспозиции: «Как вы знаете, на выставке в Петербурге должны были быть представлены дополнительные экспонаты, например, работа Дэмиана Херста. Это требовало больше времени на подготовку, к 15 ноября выполнить весь объем работ было бы тяжело». Шумилова отметила, что никакой официальной даты объявлено вернисажа не было, так что выставку пришлось бы переносить по этим, организационным причинам. А под «неблагоприятной обстановкой», пояснила руководитель фонда, Виталий Рицци имел ввиду тот негативный событий фон, который сопровождал выставку — в частности, сбор подписей и возможные пикеты у выставочного зала. «Мы хотели бы гарантировать нашим зрителям, что яркие впечатления от искусства они будут получать в безопасной и психологически комфортной обстановке», - объяснила Шумилова. По ее мнение, в результате переноса выставки на год вперед помогло бы добиться этого.

«Конечно плохо, что сегодня людям, занимающимся искусством, надо быть не только профессионалами, но еще и мужественными людьми. Мужество нужно воину, а не куратору или художнику в нормальном обществе.

Но мы живем в ненормальном, и вам стоит подумать, следует ли вообще продолжать работу арт-институции, если кучка мракобесов может с помощью губернатора закрыть выставку», — написал Гельман.

Выставка «Icons», начала свою работу в одном из выставочных залов Краснодара 16 мая нынешнего года. Она представляет работы российских художников, среди которых произведения Дмитрия Врубеля, Анатолия Осмоловского, группы Recycle. Вернисаж в Краснодаре сопровождался столкновениями с представителями православной и патриотической общественности и казачества с устроителями выставки и фактически был сорван: посетители попали на выставку только на следующий день. «Icons» проработала в кубанском городе месяц. По информации Газеты.Ru, Rizzordi Art Foundation принял решение пригласить выставку на свою петербургскую площадку еще летом. В сентябре выставка переехала в Пермь и стала последней экспозицией в занимаемом пермским музеем современного искусства PERMM в здании Речного вокзала перед его закрытием на реставрацию.

В мае этого года с запретом властей столкнулась другая выставка Марата Гельмана: «Родина» в Новосибирске трижды меняла место проведения, а в итоге открылась на две недели позже запланированного срока, не успев к «Ночи музеев».