Пенсионный советник

О ржавости всякого империализма

«Железное небо» Тимо Вуоренсолы в прокате

Дмитрий Черемнов 10.07.2012, 13:23
Кадр из фильма Тимо Вуоренсола «Железное небо» outnow.ch
Кадр из фильма Тимо Вуоренсола «Железное небо»

В прокате фильм «Железное небо» — смешная и страшная притча финна Тимо Вуоренсолы о лунных нацистах и земных милитаристах, войне и любви между ними.

Два американских астронавта отправляются на темную сторону Луны, чтобы помочь переизбранию американского президента (старательно изображающая бывшего губернатора Аляски Сару Пейлин актриса Стефани Пол), а заодно найти там залежи гелия-3. Сразу после прилунения они выясняют, что место занято: рядом с месторождением расположилась база, созданная в 1945 году сбежавшими с Земли германскими нацистами. Один из астронавтов убит, а другой, чернокожий мужчина-модель Джеймс Вашингтон (Кристофер Кирби), попадает в плен вместе со своим айфоном, который оказывается самой необходимой деталью оружия возмездия — звездолета «Гибель богов». И вот теперь-то престарелый фюрер Вольфганг Кортцфляйш (Удо Кир), который устал мечтать о блицкриге и триумфальном возвращении на Землю, но еще полон сил и желания отомстить, поведет боевые дирижабли и летающие тарелки со свастикой на беспечных землян, а куски лунных скал обрушатся на головы врагов.

Вот только с единством у лунных нацистов как-то не складывается.

На место фюрера метит молодой и амбициозный офицер Клаус Адлер (Гётц Отто), которому кажется, что гарантированный захват родной планеты — подходящий момент для того, чтобы прорваться к власти. А невеста Адлера, учительница Рената Рихтер (Юлия Дитце), из каких-то своих побуждений отправляется вместе с негром-астронавтом на Землю, чтобы предотвратить войну. Свои планы и у обитателей подлунного мира: почти все страны имеют в загашнике боевые космические станции, а мадам президент уверена, что маленькая победоносная война — как раз то, что нужно для переизбрания на второй срок. В общем, первая межпланетная бойня становится неминуемой.

Когда-то финский режиссер Тимо Вуоренсола слепил практически на коленке несколько пародийных фильмов из серии «Звёздная развалина», распространяемых по лицензии Creative Commons.

Ну а последние шесть лет он увлеченно экранизировал один из анекдотов теории заговоров:

будто бы победа над нацистами в 1945-м не была окончательной, часть из них улизнула на Луну (по другой версии — в Антарктиду), где копит силы для реванша. Фильм делался методами краудсорсинга (выбирать развитие сюжета и рисовать спецэффекты помогало огромное сообщество фанатов) и краудфаундинга (примерно пятая часть бюджета была собрана интернет-пользователями): удивить кого-либо во втором десятилетии XXI века подобными вещами сложно, но «Железное небо» было доведено до конца, его показали на нескольких фестивалях и выпустили в прокат. Помощь многочисленных друзей оказалась как нельзя кстати: набитый спецэффектами фильм (примерно половина которого нарисована на компьютере) со звездами (Удо Кир постоянно работает с Ларсом фон Триером) и музыкой группы Laibach обошелся в смешные 7,5 млн евро, что можно назвать солидным бюджетом только по скромным европейским меркам. Результат получился неожиданным.

Вуоренсола одновременно и упоенно любуется, и громко смеется над тоталитарной эстетикой:

своим лунным нацистам он оставил отмененный после Второй мировой готический шрифт письма, в деталях воссозданную форму, по стим-панковски угловатые механизмы, изобретаемые — в отрыве от продолжающейся на Земле НТР — местными кулибиными. В оригинальном саундтреке звучит творчество словенцев Laibach, сделавших себе имя на перепевках классики поп-музыки в духе тоталитарных маршей.

Но если бы Вуоренсола ограничился анекдотом (даже с добавлением свастик), «Железное небо» наверняка бы разочаровало поклонников. Тем более что разочарованных и так хватало: судя по трейлерам и тизерам, зрителей ожидало что-то вроде комедий с Лесли Нильсеном, только без Лесли Нильсена, и они, разумеется, возвращались с просмотров в недоумении. В фильме вроде бы всё на месте — куча гэгов, грубых или забавных, отсылки к классике вроде вагнеровского «Полета валькирий», сопровождающих армаду космических кораблей с Земли, уничтожающих базу-свастику с мирными жителями. Но комедия оказалась не совсем комедией.

У «Железного неба» изначально было два образца для подражания.

Добавь авторы в фильм еще немного гэгов и побольше драйва — и у них получился бы клон «Пятого элемента» Люка Бессона, в котором Брюса Уиллиса и Миллу Йовович заменили бы отбеленный безумным нацистским ученым Кирби и понявшая всю свою провинциальную недалекость Дитце. Конечно: и Кирби не Уиллис, и милашка Дитце не тянет на поднаторевшую в экшнах Йовович. Но клон мог выйти весьма добротным, а с учетом исходного посыла в чем-то даже интересным, хоть и вторичным.

Зато финский режиссер и его многочисленные соавторы удержались и от другой крайности: «Железное небо» не стало чем-то вроде бездарного «Шестого элемента», плохого ситкома, в котором каким-то образом оказался тот самый Нильсен.

Получилось нечто среднее, и благодарить за это стоит исключительно нацистов.

«Железное небо» отчетливо распадается на две части. Та, что про нацистов, получилась совсем не смешной и даже трагичной и страшной. Бог весть, в чем тут причина, но, скорее всего, в нежелании авторов расслабиться, придумывая шутки про Четвертый рейх; по слишком тонкому льду им пришлось пройти. Да и война Луны с Землей уже была описана не в таком уж и далеком прошлом: можно вспомнить фантаста Роберта Хайнлайна и его роман «Луна — суровая хозяйка», в котором лунные жители успешно принудили землян к миру с помощью бомбардировки дешевыми кусками камней (а землянам так и не удалось адекватно ответить, несмотря на превосходство в технологиях). То есть обитателям Земли справиться с нацистами не удалось бы, не имей они тузов в рукаве и роялей в кустах.

А вот извлечение означенных тузов и роялей создатели «Железного неба» превратили в настоящую фантасмагорию.

Сильной стороной «Железного неба» стал сценарий, в котором практически нет ничего лишнего, а развешанные по сцене ружья стреляют исключительно вовремя и в нужном направлении — в полном соответствии с заветами Чехова.

Сцены с американским президентом и её пиарщицей просто блестящи. Тут следует отдать должное прототипу: губернатор Аляски Сара Пейлин в 2008 году пыталась въехать в Белый дом на плечах Джона Маккейна, проявила себя во время избирательной кампании весьма комически, затем ушла с поста и начала карьеру телеведущей — в общем, колоритный типаж (а уж в доведении его до абсурда авторов «Железного неба» ничто не ограничивало). С предельной откровенностью в фильме показаны полная сосредоточенность на переизбрании, грубые, но точные шуточки по поводу электоральных предпочтений («Все президенты, начавшие войну, избираются на второй срок») или по поводу проводимой США внешней политики («А мы всегда обманываем, пора бы привыкнуть»), запредельный цинизм и использование нацистской риторики для повышения рейтинга. Досталось и остальным странам: Вуоренсола не стал щадить ни родную демократическую Финляндию, ни тоталитарную Северную Корею. И всё это замечательно разбавило мрачный фанатизм нацистов и их решимость завоевать Землю.

И, конечно, финал — всё искупающий, скрывающий все огрехи и дающий начало новой надежде на то, что человечество когда-нибудь станет не таким циничным и безразличным.

Интересно, что Вуоренсола, прекрасно осведомленный, что снимает будущий блокбастер, с самого начала решил, что принципиально откажется от обращения за финансирования к американским студиям. Тем временем еще на кинорынке Берлинского фестиваля одна из голливудских студий приобрела права на ремейк; права на прокат оригинального фильма меж тем никого в США не заинтересовали. Будет интересно посмотреть, как именно в калифорнийских павильонах будет воплощен сюжет о том, что лунный и земной рейхи одинаково опасны. К тому же — по логике фильма — снятый на киностудиях последнего.