Пенсионный советник

Прощальный сталинский удар

Проект «Гражданин Поэт» Дмитрия Быкова и Михаила Ефремова завершает работу «Гражданской панихидой»

Игорь Карев, Алексей Крижевский 05.03.2012, 18:12
Михаил Ефремов и поэт Дмитрий Быков в спектакле «Гражданин Поэт» Александр Чиженок/Коммерсантъ
Михаил Ефремов и поэт Дмитрий Быков в спектакле «Гражданин Поэт»

Проект Дмитрия Быкова и Михаила Ефремова «Гражданин Поэт» завершается: 5 марта вышел последний выпуск, а закончится годичная эпопея политической поэзии двумя концертами в «Крокус Сити Холле».

Проект «Гражданин Поэт» завершается двумя концертами «Гражданская панихида на смерть Проекта», которые пройдут в московском «Крокус Сити Холле» 5 и 6 марта. Помимо «гражданина» — актера Михаила Ефремова и «поэта» — писателя Дмитрия Быкова в шоу примут участие и бессменный продюсер проекта Андрей Васильев, а также гости концертов — Евгений Евтушенко, Владимир Познер, Ксения Собчак, Лия Ахеджакова, Сергей Шнуров, Гарик Сукачев, Андрон Кончаловский и другие.

Закрытие «Гражданина Поэта» ни для кого неожиданностью не стало:

создатели проекта еще на самом пике популярности — когда одновременно с еженедельными эфирами по понедельникам шли аншлаговые живые концерты и готовилась к изданию одноименная книга — говорили, что он будет завершен на следующий день после президентских выборов 2012 года.

«Трудно долго работать в одной и той же стилистике: страна будет меняться, и проект будет меняться — будет что-то другое, с другими людьми, в другой форме», — рассказал Дмитрий Быков «Парку культуры».

Впрочем, популярность ролики «Гражданина Поэта» (тогда он назывался «Поэт и гражданин») заработали практически сразу. Впервые этот проект появился в эфире телеканала «Дождь» 15 февраля 2011 года — в том выпуске авторы (Быков и Ефремов) отзывались на интервью Натальи Васильевой о деле ЮКОСа стилизацией под Николая Некрасова. До этого был записан пилотный выпуск, в котором «Пушкин» высказывался о Хосни Мубараке и революции в Египте, но он — по настоянию продюсера шоу Андрея Васильева — никогда не был показан в телеэфире и недоступен в архиве.

По признанию Быкова, после выхода программы он убедился, что стихи могут быть актуальны.

«Люди хотят слышать стихи — если литераторы пишут не о том, что волнует литтусовку, а о том, что волнует всех. Поэзия впервые после долгого перерыва стала говорить об этом», — сказал он.

«Я помню, что изначально никто к этой затее не относился серьезно: для всех это был такой капустник, КВН, развлечение. Помню, что меня с самого начала не все устраивало — у меня, например, были претензии к видеоряду, мне казалось, что это нафталин какой-то», — рассказала «Парку культуры» Вера Кричевская, которая в то время занимала должность главного режиссера и креативного продюсера «Дождя».

Дороги «Гражданина Поэта» и «Дождя» разошлись после пятого эфира: выпуск «В тандеме вот что происходит» (пародия на известное стихотворение Евгения Евтушенко и отклик на слухи о разногласиях Владимира Путина и Дмитрия Медведева) не был показан телеканалом по решению его гендиректора Натальи Синдеевой и остался «безномерным». Следующий, получивший шестой номер, был прочитан уже в эфире радиостанции «Эхо Москвы», а этот и все последующие видеоклипы появлялись сразу на нескольких площадках — сайтах радиостанции, на портале F5 и канале на сервисе YouTube (там у проекта более 43 тысячи подписчиков и 13,7 млн просмотров).

Судьба проекта сложилась на шестом стихотворении, из-за которого возник скандал на телеканале «Дождь», и именно этот уход и стал залогом его успеха, считает Вера Кричевская, которая покинула «Дождь» вслед за «Гражданином Поэтом».

«То, что они сделали, уйдя с «Дождя», было дико прогрессивно: они правильно распределили весь транспорт, который доставляет их работу к зрителю. Задействовали все каналы связи — интернет (на трех сайтах), радио, живые концерты, издание красочных книг, а теперь еще приложение для iPad, — рассказала Кричевская. — Все, что можно использовать, Васильев использовал. И то, насколько это в итоге оказалось успешно, показало, что федеральное телевидение уже абсолютно никому не нужно, от него мало что зависит — можно и без него спокойно собирать по всей стране полные залы.»

За прошедший год Андрей Васильев неоднократно рассказывал о том, что проект оказался коммерчески успешен.

«Я не очень понимаю, как мерить наш коммерческий успех, — поделился с «Парком культуры» Быков. — С учетом того, что мы не выступали ни на чьих днях рождения и корпоративах, наши заработки были на уровне начинающего рокера или рядового участника «Камеди клаб».

Куда более важным приобретением поэт считает возможность путешествовать и практиковаться, которую ему предоставил «Поэт и гражданин». «Для меня лично «Гражданин Поэт» был большой удачей: я много поездил по стране, побывал много где, куда раньше был не доехал. Я нарастил поэтические мускулы — у меня за прошедший год вышла книга стихов, которая стала возможной именно потому, что «Гражданин Поэт» держал меня в тонусе», — объяснил Быков.

Кричевская рассказала, что она по предложению Андрея Васильева занимается съемками документального фильма о проекте и 6 марта начнет монтировать картину. «И знаете, этот фильм во многом будет не о Ефремове, Быкове и Васильеве, а о зрителе, который приходил на концерты в больших городах России. Приходил — это слабо сказано: люди сносили двери концертных залов. И поразительно то, что многие из них шли, конечно, послушать версификации поэта Быкова в исполнении артиста Ефремова, но подавляющее большинство, по моим ощущениям, шли на эти концерты как на митинги — судя по тому, что я слышала», — рассказывает Кричевская.

Дмитрий Быков уверен, что «нельзя числить эстетическое явление по ведомству митинга», а причины общего подъема «культуры протеста» в России объясняет просто:

«В какой-то момент люди, которым надоело, перестают просто грустить и просто злиться и начинают заниматься аутотерапией: рисуют плакаты, пишут стихи, снимают ролики».

По словам Кричевской, до некоторых пор она была уверена, что вся затея с закрытием проекта 5 марта — это игра в «поддавки».

«Но события на выборах и после них говорят мне о том, что этот проект должен прекратиться. Мы вступили в новую эпоху, в новое время, и оно продиктует новую остроту. Это, мне кажется, имеет в виду Быков, когда говорит, что 5 марта — это рубеж и для страны, и для проекта», — заключила она.

Финальный видеоролик шоу, в котором Михаил Ефремов прочитал стихотворение Дмитрия Быкова, вышел утром в понедельник, 5 марта, и был посвящен совпадению двух дат: в этот день в 1953 году умер Иосиф Сталин.

«Ваш проект сегодня сдох, а мой, напротив, восстает», — глубокомысленно замечает, набивая трубку, загримированный под Сталина Ефремов, который целый год читал с экрана и со сцены стихи Быкова и его версификации других поэтов. Впрочем, окончательное закрытие «Гражданина Поэта», кажется, откладывается на неделю — еще один концерт запланирован на 11 марта.