Истекающий кровью маньяк-шизофреник поклялся отомстить детям, родившимся в день его смерти. Парадоксальное проклятие он берется исполнить через 16 лет после кончины, несмотря на отсутствие физического тела. К этому моменту семеро предполагаемых жертв превратятся в подростков, связанных сложными дружеско-эротическими отношениями, и ходят слухи, что душа убийцы вселилась в одного из них. Самый подозрительный, а потому наиболее вероятный кандидат — мальчик Баг, который слышит голоса, видит странные сны и страдает галлюцинациями.
В последний раз, когда Уэс Крэйвен снимал кино по собственному сценарию, получился седьмой фильм серии про Фредди Крюгера — «Новый Кошмар» 1994 года,
в котором обгоревший детоненавистник преследовал съемочную группу фильма о самом себе. Прием понравился, и родился «Крик»: стало понятно, что снимать хоррор так, будто в истории кино не было «Кошмара на улице Вязов», «Хэллоуина» и «Пятницы, 13-е», уже не получится. Маньяк в «Криках» приспособился к иронии существования в метареальности, где о нем снимают фильмы и пишут книги: он играет с жертвами в вопросы-ответы, проверяя их знания в области хорроров, а один из героев осмеливается озвучить правила выживания в ужастиках.
В «Забери мою душу» Крэйвен снова берет на себя роль и режиссера, и сценариста. И если авторская ухмылка в этом фильме есть, то где-то за кадром — в том, с какой серьезностью он раскручивает тысячи раз повторенный сюжет про пубертатных подростков, за которыми носится злодей в маскарадном костюме. Название картины взято из старинной детской молитвы, герои вспоминают бабушкины поверья про переселение душ, а проходя по мосту, плюют в воду, соблюдая примету. Школьная юродивая общается с Богом и изъясняется выражениями вроде «прикрой свои чресла». Новый красный мобильный телефон, подарок матери Багу, тут нарочито не к месту и предмет совершенно чужой: может, он и не является сосредоточием зла, но и помощи от него не жди — одни неприятности.
Даже по условной шкале кровавости «Забери мою душу», кажется, возвращает во времена, когда основная нагрузка ложилась не на спецэффекты, а саспенс:
злодейство тут в большей степени творится на территории детектива и триллера, нежели слэшера. Крэйвен творит ужас не с помощью расчлененки, а на почве безумия, просачивающегося в обыденные ситуации, самые жуткие сцены проходят вообще без участия маньяка. Зачем нужен маньяк, когда во время школьной презентации Бага с рассказом о кондоре-падальщике, собирающем чужие души, приятель Бага носится по классу, одетый в бесноватый птичий костюм? Или когда в школьном коридоре ни с того ни с сего один мальчишка вдруг начинает угадывать слова и движения другого, на несколько мгновений превращаясь в его точное зеркало? Школьный бассейн выглядит как инфернальный алтарь задолго до прихода убийцы: тени, ложащиеся на дно в полутьме, образуют кресты. Что же касается криминальной интриги, то, будьте уверены,
предсказать события последних десяти минут финала на сможет даже гуру детективов.
При этом пропитанный штампами «Забери мою душу», в котором от 3D осталось одно название, отнюдь не шедевр — да, собственно, никто и не собирался его делать. Это всего лишь элегантный привет не знавшему постмодернизма наивному миру ужасов и нам перед выходом крэйвеновского «Крика-4».