Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Поговори хоть ты со мной, стабилизатор головной

Хроники Венецианского кинофестиваля

Хроники Венецианского кинофестиваля: сферическое итальянское кино в вакууме, Ник Кейв, не издавай звуки, комедия фиговых положений, а еще я в нее разговариваю.

Венецианский кинофестиваль открылся фильмом «Баария» Джузеппе Торнаторе — самым дорогим на сегодняшний день итальянским проектом, о котором Берлускони сказал: «Это шедевр, который должен увидеть каждый». По духу это сферическое итальянское кино в вакууме, быстро-быстрее-еще-быстрее сменяющие друг друга аллюзии на Феллини, Висконти и самого Торнаторе, к тому же про взросление нескольких поколений мужчин в сицилийском городке, к тому же еще про коммунизм. Красные знамена, летающие мальчики — все дела. Бюджет в 35 миллионов долларов. «Амаркорд» может утереться.
На «Доске позора, жалоб и предложений», где каждый зритель может написать все, что думает о любом фильме, кто-то живо обсуждает, видел ли Берлускони это кино на самом деле или нет.

А неважно, все равно каждый итальянец этот фильм посмотрит, а потом Италия наверняка выдвинет это дело на «Оскар».

«Дорога» Хиллкоута, на которую все так рассчитывали, оказалась пустым, как постапокалиптическая Америка, фильмом. Для Хиллкоута место действия всегда было главным героем, и персонажи занимались преодолением пейзажа (или замкнутого пространства, как в «Призраках гражданской смерти»). Вроде бы «Дорога» — идеальное пространство для преодоления, но режиссер не смог передать сухой, очищенный от эмоций язык Кормака Маккарти (это он написал роман «Старикам здесь не место»). Хуже того, он зачем-то подложил назойливую музыку чуть ли не в каждую сцену. Ник Кейв, композитор наш любимейший, с Хиллкоутом дружит, написал сценарий для «Предложения», но фильм «Дорога» без его музыки стал бы гораздо, гораздо лучше. Как тапер в немом кино, Кейв поддает трагизма и намекает на трогательность там, где бесстрастность сыграла бы гораздо сильнее. Отец с сыном путешествуют на юг по мертвой Америке, где процветает каннибализм. Они ищут консервы, прячутся от «плохих людей» и хранят два последних патрона, чтобы в случае чего все было быстро.

Быстро не будет.

Почему-то в этот раз пространство не сопротивляется героям Хиллкоута, так что чуда не происходит.

У Тодда Солондза в «Жизни в военное время» чуда тоже не происходит, хотя пока что это единственный конкурсный фильм, после которого журналисты довольно громко аплодировали. Ядовитая (и слегка самопародийная) солондзовская ирония, кино, где слова «свобода и демократия» являются синонимами слов «простить и забыть»: и то, и другое одинаково невозможно и лицемерно.

Герои Солондза нескончаемо ведут неподобающие разговоры с не теми людьми, и это вызывает в зале смех, а на экране имеет ужасные, непоправимые последствия. Взрослые дети сидят на лекарствах, инфантильные взрослые лелеют своих призраков, страна находится в состоянии войны.

Описывать проблемы героев бессмысленно: это комедия положений, но не в том смысле, что кого-то принимают за кого-то другого, а в том смысле, что все оказались в одинаково фиговом положении.

Одна из героинь поет песенку про то, как она совершала ошибки: «Я ошиблась, я просто сделала что-то не то, это как Вьетнам». Другая – фантастическая Шарлотта Рэмплинг, снимающая в баре мужика, — предъявляет поразительно юную грудь и говорит «Я монстр» так, что в это, безусловно, веришь. Третий вообще убил себя за много лет до начала фильма, но продолжает вести долгие жалобные монологи с бывшей возлюбленной. Страна находится в состоянии войны, и все люди находятся в состоянии войны – с Ираком, с Вьетнамом, с педофилами, с призраками, сами с собой.

Неделя критики открылась мультфильмом Тарика Салеха «Метропия» — серо-серой кафкианской антиутопией о тех, кто разговаривает у нас в головах.

В Европе в 2024 году все мировые столицы соединены в единую сеть метро, после остановки «Стокгольм» следует остановка «Копенгаген». Вся эта сеть контролируется единой корпорацией, которая производит еще и шампунь от перхоти. Герой-клерк начинает слышать чей-то голос у себя в голове – возможно, он сходит с ума, а возможно, где-нибудь сидит точно такой же клерк, как этот, и его задача – следить за ходом мысли героя и подсказывать ему, что купить и куда пойти.

Снято все это в технике, которую авторы называют «обработка вырезной анимации в программе Adobe After Effects».

Каждый персонаж состоит примерно из 80 слоев и выглядит как живой большеголовый человек в стадии параноидальной депрессии.

Особенно когда сюжет начинает дрейфовать по морю шампуня от Кафки в сторону Филипа Дика. Потом, правда, одумывается.

Фильм представляли Тарик Салех и актеры Винсент Галло и Стивен Скарсгард, озвучившие главные роли. Галло отрастил длинные волосы, бороду, закрыл лицо темными очками и просил себя не фотографировать, объяснив, что озвучивать мультик ему очень понравилось, так как у него сложный период в жизни и он не может терпеть собственной внешности. Салех, радостно хихикая, сообщил, что сделал этот фильм из-за собственной паранойи, от которой можно лечиться либо спортом, либо снимая кино.

В этой дружеской, теплой атмосфере сумасшедшего дома я не могла не подойти к режиссеру.

«Извините за такой параноидальный вопрос, но мне показалось, что ваш герой очень похож на Путина... невинную, чистую, растерянную версию Путина... Вы так и задумывали?» Салех ужасно удивился, потом засмеялся: «Спасибо. Спасибо вам! Людям свойственно видеть всякие вещи. Винсент Галло считает, что герой похож на Гаспара Ноэ, вы видите в нем Путина, мой продюсер – меня... Спасибо вам!»

Не за что. Людям свойственно верить своему внутреннему голосу. Все прочие стабилизаторы действительности никуда не годятся.

Новости и материалы
В Раде связали рейды военкомов с приказом офиса Зеленского «забирать всех»
Кавказовед назвал козырь партии «Грузинская мечта» на предстоящих выборах
«Скотский поступок»: радость экс-жены Бивола из-за его поражения назвали отвратительной
Forbes: Харрис поддерживают больше миллиардеров, чем Трампа
Археологи нашли древнейшую христианскую церковь в Армении
Economist предупредил о скором уничтожении сталелитейной промышленности Украины
Евродепутат от Словакии приехал в Москву с извинениями за русофобию
Стали известны результаты третьего дня молодежного первенства мира по самбо
Сестра Ким Чен Ына пообещала Южной Корее «ужасную катастрофу» при одном условии
Байден решил отправить Израилю батарею ПВО THAAD
Пхеньян пригрозил Сеулу войной в случае повторного появления южнокорейского беспилотника
Дружба в юности влияет на благополучие во взрослые годы, выяснили ученые
Бивол опротестует результат боя с Бетербиевым
При обрушении декораций на съемках в Ленобласти пострадал 21 человек
Французский политик заявил, что Медведев разгромил страны НАТО
В МИД Таджикистана заверили, что у Душанбе и Москвы нет проблем, кроме футбольного матча
В Москве глава компании «Артпланнер» угрожал таксисту пистолетом и связями
Житель Казани угрожал бывшей девушке ножом, требуя перевести ему 15 тысяч рублей
Все новости