Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

«Шоу Ньюs» Аркадия Мамонтова

10.10.2007, 12:40

Девиз «Шоу Ньюs»: «Мы — крутые профессионалы, у нас руки по локоть в новостях», — годится и для Мамонтова

Слава Тарощина

Патриотический агитпроп стремительно становится самопародийным.

Самое интересное на ТВ – не конкретные передачи, а их перекличка. Вот, скажем, идет авторская программа «Бархат.ru» самого специального изо всех специальных корреспондентов Аркадия Мамонтова. Он бьет в набат: отечество в опасности! Цель Запада, уже спровоцировавшего цветные революции в Сербии, Грузии, Киргизии, на Украине, — Россия.

Сочинение истинного патриота соседствует в эфире с новой программой «Шоу Ньюs» — пародией на информационно-аналитическое вещание. Автор и ведущий Сергей Нетиевский, капитан кавээновской команды «Уральские пельмени», на удивление точно уловил стиль и веяния подобной продукции. Сляпанное на скорую руку дело кировского физрука у него исследуется с той же степенью доказательности, что и у Мамонтова дело госдепа и ЦРУ, нацелившихся на Москву. Оперативники настаивают: если физрук убежден в том, что девочки попадают в десятый класс только через девятый, значит, он чистый маньяк. Мамонтов утверждает: враг подбирается к Москве. Очевидный для него тезис он подкрепляет цитатой из речи Буша: «Однажды яркий огонь свободы достигнет самых темных уголков мира».

Какой матерый человичище этот спецкор, не побоялся даже гнева Лужкова: вряд ли мэр согласится с такой оценкой вверенного ему города.

Принципиальный физрук, ставящий пятерки только за пять подтягиваний, так же подозрителен репортерам «Шоу Ньюs», как и Запад, который дает гранты молодым людям, подозрителен Мамонтову. Но если сыскари из Кирова не сразу смогли распознать мотивы маньяка-физрука по причине их отсутствия , то опытный Мамонтов раскусил затею врагов: именно так из наших юношей и девушек готовят злостных агентов влияния. Более того, ему удалось установить даже их логово – это Восточно-европейский демократический центр в Варшаве.

Автору трудно. В прежде сочиненной им саге о шпионском скандале с участием английского посольства имелся структурный центр повествования – камень в центре Москвы, вокруг которого и вихрилось действие.

Художественный потенциал «Бархата» гораздо ниже. Штуки вроде камня здесь не придумано. Есть, правда, ближе к финалу одна постановочная сцена, на которую не всякий уездный драмкружок решился бы. Она, очевидно, призвана наглядно продемонстрировать известную максиму «революция пожирает своих детей». Сербский бунтарь-романтик Бранко разочаровался в революциях. Он сидит один посреди тусклого пейзажа, а навстречу ему идет любимая девушка, соратница по баррикадам, и говорит: «Пошли домой!» В остальном повествовании скромность замысла компенсируется нагромождением деталей и нервическим монтажом. Главные враги России (после американцев) – Касьянов и Каспаров с их «маршами несогласных» — даются в бессмысленных и беспощадных нарезках. Они склеиваются с прослушками разговоров о тарифах для демонстрантов, цементируются рассуждениями о продажности «других» лидеров, обрамляются сравнениями Каспарова с Троцким. Почему Троцкий? Да очень просто – оба вернулись из эмиграции.

Фальшь проступает не только сквозь текст и картинку, но и сквозь предательскую лексику.

С одной стороны, фразочки вроде таких, как «взять в разработку» и «отслеживать», сразу дают понять, откуда ветры дуют. С другой стороны, все синхроны, сшитые на живую нитку, изумляют своей алогичностью и патологическим косноязычием. Вот лидер движения «Россия молодая» Максим Мищенко (несомненно, очередной «наш», а не чужой, ибо регулярно «отслеживает» перемещения в пространстве «Другой России») проговаривается, как не выучивший урок первоклашка. Этот господин с бегающими глазками рисует страшную картину. На «марше» маленькая девочка подходит к омоновцу с просьбой: «Дядя, ударь меня». Дядя не согласился, тогда, цитирую, «она легла рядом с его ногами». Но это еще не все. Мищенко – художник, он не жалеет ярких красок:«Тут же тонкая девичья рука просунулась сквозь толстые омоновские ляжки, и репортеры бросились это снимать». Пока зритель соображает, что больше привлекает журналистов: тонкая девичья рука или толстая омоновская ляжка, златоуст резко меняет регистр. Вроде бы весь пассаж главного свидетеля направлен на коварных марширующих, каковые с мазохистской настойчивостью только и норовят, чтобы им врезали стражи порядка, как вдруг он сообщает: да, омоновцы тоже люди, они часто забывают о приказе командира и начинают отвечать.

О себе Мамонтов говорит отстраненно, но почтительно.

В сотый раз упоминая о роли госдепа и ЦРУ в вербовке «оранжистов», автор дает отпор правозащитникам и прозападным СМИ. «Если кто-то начинает говорить об этом (далее идет текст в журнале «Newsweek» о Мамонтове и его творчестве), то его подвергают критике и осмеянию, обвиняют в гонениях на демократию». Но автор человек не обидчивый. Он даже не скупится на полезные советы для недругов отечества. Если вы хотите трудоустроиться на радио «Свобода» или в штаб Каспарова, лучшей рекомендацией будет фото, снятое на «марше несогласных» (желательно то, где менты бьют вас дубинкой по голове). Подобное фото вообще, по версии автора, принимает планетарный масштаб. Мало того, что оно – своеобразный пропуск для получения грантов в западных университетах, так особенно активные с помощью зафиксированных на пленке побоев могут даже попросить политического убежища.

Впрочем, урвать грант, оказывается, вообще никаких трудов не составляет. Некий паренек из Ульяновска подробно под камеру научит вас, как это сделать, да еще и в качестве неоспоримого свидетельства истинных намерений заокеанских ястребов покажет визитку одного из секретарей американского посольства с номером телефона. Даром, что паренек в двух фразах представлен в разных пиджачках и прическах. Зато каков градус разоблачения, а? — как сказал бы Нетиевский.

Девиз его «Шоу Ньюs»: «Мы — крутые профессионалы, у нас руки по локоть в новостях», — хорош и для Мамонтова.

А вот другое заявление шутников с ТНТ вызывает сомнение: мы единственные, кто сумели соединить беспринципность и некомпетентность. Есть еще люди на госканалах, которые могут потягаться с уральскими и прочими пельменями.

Автор – обозреватель газеты «Газета»