Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Мужиков меньше стало»: почему россияне реже пьют водку

Эксперты объяснили снижение потребления крепкого алкоголя в РФ демографией

В России снизилось потребление водки. Что россияне пьют вместо нее, сколько готовы тратить на алкоголь и что происходит с ценами на спиртное перед праздниками — в материале «Газеты.Ru».

Продажи водки в российских магазинах за первые полгода упали на 4%, сообщает РБК со ссылкой на данные Национального рейтингового агентства. Как объясняет «Газете.Ru» директор центра исследования федерального и региональных рынков алкоголя ЦИФРРА Вадим Дробиз, потребление крепкого алкоголя, прежде всего водки, снижается главным образом по демографическим причинам.

Он отмечает, что производство и потребление пива с 2008-го по 2018-й упало на треть из-за того, что резко сократилась возрастная группа потребителей (18-35 лет) вследствие демографической ямы 1990-2002 годов. Теперь рожденные в эти годы добрались по возрастной шкале до группы, которая предпочитает крепкий алкоголь (27-50 лет).

«Сейчас мы находимся в секторе демографического кризиса в крепком алкоголе, эта категория должна падать каждый год на 1,5%. Это та группа, которая уронила пивной рынок, по мере взросления они переходят на крепкий алкоголь. Такая ситуация будет отражаться на потреблении крепкого алкоголя еще долго, ближайшие лет 40», — уверен эксперт.

«Мужиков от 27 до 31 года у нас сейчас гораздо меньше, чем 10 лет назад», — добавляет он.

Как показывают данные NielsenIQ за июнь-июль (последние доступные для обработки на сегодняшний день), в России растет потребление других видов крепкого алкоголя, который в основном идет в коктейли. Однако, говорят эксперты, за последние полтора года на рынке самые большие переключения наблюдаются с коктейлей и крепкого алкоголя на тихие вина.

Вино влилось в тренд

Эксперты отмечают устойчивый рост продаж вина. Как поясняет руководитель информцентра Wine retail Александр Ставцев, тренд особенно приветствуют розничные сети, потому что это разнообразная категория, и она позволяет ретейлеру не повторять ассортимент конкурента.

«Вино также взаимодействует с другими товарными категориями, есть совершенно четкие корреляции, и потребители вина, как правило, более обеспеченные граждане, чем покупатели водки. Поэтому продавцы свежих продуктов и кулинарии стараются сочетать их с продажами вина. В товарообороте розничных сетей вино может занимать 5-6%, это очень много», — добавляет Ставцев.

Сети стараются заключать прямые контракты с поставщиками вина, минуя дистрибьюторов, и таким образом создают дополнительную маржинальность, подчеркивает он.

Крупнейшие поставщики на рынке вина России — отечественные с долей 45,3%, испанские (12,6%), грузинские (14,7%), итальянские (9,7%), французские (10,1%), чилийские (4,5%) и другие (18,4%),

уточняет директор департамента исследования и продвижения винодельческой продукции Роскачества Олеся Буняева со ссылкой на данные GFK.

Зато за период с 2020 года почти на 10% упало производство и продажи винных напитков (вино с добавками): на них повлияло повышение с начала 2020-го акцизов на винные напитки, отмечает Дробиз. Часть их прежних потребителей переключилась на другие алкогольные категории, считает он.

Россияне стали меньше пить, но больше платить^^

В целом по рынку в 2020 году и в первой половине 2021 доминировал тренд на снижение числа покупок спиртного (-7,1%), но зато рос чек (+12,5%).

Например, в среднем на крепкий алкоголь в месяц россияне тратили в июне-июле этого года 1949 рублей, на пиво — 1444 рублей, на вино (без учета игристых) — 1222 рубля, сообщили в GFK «Газете.Ru».

Растут ли цены на алкоголь перед праздниками^^^

Цены на алкоголь не увеличиваются перед праздниками. Наоборот, ретейлеры пользуются высоким спросом для распродаж, чтобы заработать на объемах, говорит «Газете.Ru» директор центра исследования федерального и региональных рынков алкоголя Дробиз.

«Цены у нас перед праздниками не растут. Перед праздниками высокий спрос и, наоборот, покупателям дают максимальные скидки. Ты либо продаешь много, но дешево, или мало, но дорого, и под праздники рынок логично выбирает много и с небольшой наценкой»,

— считает Вадим Дробиз.

Цены на алкоголь традиционно растут в первом квартале, отмечает он. Это связано не только с инфляцией, удорожанием производства и логистики, но и ежегодным повышением акцизов примерно на 5% ежегодно. По мнению Дробиза, информация о резком падении потребления водки в том числе может быть частью информационной кампании с целью предотвратить повышение этого акциза в 2022 году.

Новости и материалы
Только пять матчей последнего тура РПЛ пройдут с VAR
На Украине мужчина напал с ножом на военкома
Ольга Бузова сравнила себя с принцессой Дианой: «Меня не принимали»
Президент Болгарии охарактеризовал покушение на премьера Словакии
Звезда «Голоса» Бубнар впервые появился на телевидении после избиения пылесосом
Сломавший 38 костей Джереми Реннер заявил, что засыпает на съемках
Ученые выяснили, что кишечные бактерии влияют на решения человека
Xiaomi выпустила дешевый геймерский монитор Redmi с частотой 180 Гц
«Байер» установил рекорд бундеслиги, завершив чемпионат без поражений
Найден новый способ обратить вспять возрастное снижение памяти и внимания
Экс-генерал ВСУ рассказал, что чиновники подставили Зеленского
Экс-звезда «Ранеток» рассказала о депрессивных мыслях после распада группы
В Чечне назвали «мошенниками» правозащитников, которые помогли девушке сбежать от родных
Фьюри оставил послание Усику: я иду за твоим сердцем
Республиканцы хотят заменить спикера палаты представителей Джонсона
В Британии оценили настроения в ВСУ на фоне отсутствия ротации
Жена губернатора вспомнила, как стреляла по мужу из-за перголы для клематисов
Ученые назвали опасные для людей последствия солнечных бурь
Все новости