Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Грандиозная авантюра: как открыли Суэцкий канал

Открытие Суэцкого канала: историческая онлайн-трансляция

17 ноября 1869 года Суэцкий канал был открыт для судоходства. Как Россия оказалась его акционером, а маринист Иван Айвазовский – первым в мире художником, написавшим новый морской путь – в исторической онлайн-трансляции «Газеты.Ru».
Трансляция
Вверху самая ранняя запись С начала
Вверху самая последняя запись С конца
17:30

На этом мы завершаем нашу историческую онлайн-трансляцию. Хорошего вечера!

17:27

Другой конкурентный проект с российским участием - Международный транспортный коридор «Север-Юг», представляющий собой многорежимную сеть морских и железнодорожных маршрутов. Этот 7200-километрового транспортный коридор должен связать Индийский океан и Персидский залив с Россией и Северной Европой через Иран. О концессии договариваются Индия, Иран и России. Стороны ищут более дешевую и короткую альтернативу традиционному маршруту через Суэцкий канал.

17:23

Россия несколько лет назад объявила о желании конкурировать с Суэцким каналом и развивать Северный морской путь. По планам Минтранса должно быть увеличение грузопотока по этому маршруту до 80 млн тонн к 2024 году.

17:20

Через Суэцкий канал проходят ежедневно примерно 50 судов. Сборы обеспечивают Египту ежегодный доход в $5 млрд. Он стал основным источником дохода Египетского бюджета. В августе 2014 года Египет объявил о плане по углублению канала и созданию новой 22-мильной дополнительной полосы. Стоимость проекта ориентировочно составляет $ 8,5 млрд. Египетские власти утверждают, что после реконструкции в 2023 году доход от канала удвоится.

17:15

Сейчас Суэцкий канал бесшлюзовый судоходный канал в Египте, соединяющий Средиземное и Красное моря. Зона канала считается условной границей между двумя материками, Африкой и Евразией. Это кратчайший водный путь между Индийским океаном и акваторией Средиземного моря Атлантического океана. Самый короткий альтернативный маршрут длиннее на 8 тыс. км.

17:12

Панама, унесшая миллионы франков и жизни 20 тысяч строителей, стала синонимом катастрофы во французском языке. Канал был построен только в 1914 году, уже не французами, а США.

17:07

В декабре 1893 года в Париже состоялся суд на организаторами панамского строительства. Фердинанда Лессепса приговорили к пяти годам тюрьмы, но приговор никто не спешил приводить в исполнение. Фердинанд Лессепс скончался в 1894 году в 89 лет в своем парижском доме.

17:05

В 1876 году он на международном географическом конгрессе в Париже поддержал проект некоего Гогорца о строительстве Панамского канала. Он и возглавил компанию по строительству, которая велась по тому же финансовому принципу, что и Суэцкий Канал. Но рыть Панамские скалы оказалось труднее, чем песчаную почву Суэцкого перешейка. Компания обанкротилась

17:00

Что же касается виконта, то Лессепс остался верен идеям Сен-Симона и строительством одного Суэцкого канала не успокоился.

16:57

В 1975 году кораблям, наконец, разрешили покинуть канал. Только два судна смогли уйти самостоятельно, остальные пришлось буксировать.

16:52

На этот момент 15 судов из разных стран были пришвартованы в середине канала у Большого Горького озера. Они оставались там восемь лет, получив прозвище «Желтый флот», по цвету заносящих их песков пустыни.

16:50

В июне 1967 года после Шестидневной войны Суэцкий канал был закрыт правительством Египта из-за большого количества мин и затопленных кораблей.

16:46

В конфликт включился и СССР, поддержав националистическое движение Абделя Нассера.

16:42

Это спровоцировало Суэцкий кризис обострения отношений между Египтом, Англией, Францией и Великобританией.

16:39

Египет был отстранен от управления каналом и участия в прибылях. После оккупации в 1882 году Египта английскими войсками канал стал главной британской военной базой на Ближнем Востоке вплоть до 1951 года, когда Египет национализировал канал.

16:35

Под контролем Великобритании оказалось 44% акций. В 1880 г. египетское правительство оказалось вынужденным продать и свое право на 15% прибыли от Суэцкого канала.

16:33

В 1875 году премьер-министр Великобритании Дизраэли купил у хедива Исмаила 176 602 акции компании за 4 млн. фунтов стерлингов.

16:29

Большую часть акций приобрели французы, турки и Махмет Саид.

16:26

Согласно первоначальным условиям этого договора, египетское правительство должно было получать 15% валовой прибыли от судоходства по каналу, а через 99 лет после сдачи канала в эксплуатацию он должен был стать собственностью Египта.

16:21

Огромные расходы на строительство канала осложнили экономическое положение Египта.

16:16

Вручая Лессепсу этот подарок в золотой шкатулке, украшенной лаврами и гербами Лондона и Лессепсов, лорд-мэр сказал: «Мы запишем сегодня ваше имя в книгу наших почетных граждан рядом с именами Ричарда Кобдена и Георга Пибоди – людей, дела которых, подобно вашим, были мирны и не запятнаны кровью».

16:13

А лорд-мэр торжественно вручил ему в Гайд-Холле диплом на звание почетного гражданина столицы Англии.

16:10

Англия, обвинявшая в 1859 году Лессепса в мошенничестве, в 1870 году преподнесли ему золотую медаль принца Альберта и большой крест Индийской звезды.

16:06

В 1886 году Бартольди создал новую версию для Нью-Йоркской гавани, известную всему миру как Статуя Свободы.

16:00

В 1869 году, когда строительство близилось к завершению, французский скульптор Фредерик Огюст Бартольди пытался уговорить Лессепса и египетское правительство позволить ему установить его скульптуру «Египет, несущий свет Азии» на берегу Средиземного моря у входа в канал. Он предлагал поставить огромную (90 футов высотой) статую женщины, облеченной в традиционную одежду египетских крестьянок с факелом в руке, служащим одновременно и маяком. Проект остался нереализованным.

15:55

В 1869 году, когда строительство близилось к завершению, французский скульптор Фредерик Огюст Бартольди пытался уговорить Лессепса и египетское правительство позволить ему установить его скульптуру «Египет, несущий свет Азии» на берегу Средиземного моря у входа в канал. Он предлагал поставить огромную (90 футов высотой) статую женщины, облеченной в традиционную одежду египетских крестьянок с факелом в руке, служащим одновременно и маяком. Проект остался нереализованным.

15:50

Премьера оперы «Аида» состоялась только 24 декабря 1871 года в Каире. Существует легенда, по которой Айвазовский уговорил Верди продолжить работу над «Аидой», привезя композитору свои зарисовки канала и собранные песни феллахов.

15:47

Но не успел к открытию Суэцкого канала и в Каирском оперном театре, строительство которого также было приурочено к этому случаю, вместо нее поставили «Трубадура».

15:45

Но в 1870 году, познакомившись со сценарием «Аиды», композитор заинтересовался и дал свое согласие.

15:41

В 1868 году, накануне торжеств по случаю открытия канала, египетский хедив предложил Джузеппе Верди написать оперу на национальный египетский сюжет. Премьеру предполагалось приурочить к открытию театра в Каире. Верди отклонил неожиданный заказ.

15:37

«И вот на берегах Египта зазвучала песня о «матушке Волге», о «тёмном лесе», о «чистом поле» и понеслась по волнам, осеребрённым луною, ярко светившей на рубеже двух частей света…», - вспоминал художник.

15:35

«Чтобы сократить время, пассажиры русского парохода устроили импровизированный вокальный концерт: г-жа Киреева, обладая прекрасным голосом, приняла на себя обязанности запевалы, стройный хор подхватывал… », - писал он.

15:32

А еще художник оставил занятные воспоминания о первой встрече русской песни и египетской пустыни: «Когда русский пароход входил в Суэцкий канал, шедший впереди его пароход французский сел на мель, и пловцы принуждены были переждать, покуда тот снимется. Эта остановка длилась часов пять…»

15:27

В Египте же были начаты картины «Суэцкий канал», «Вечер в Каире».

15:25

Айвазовский оказался первым в мире маринистом, написавшим Суэцкий канал. Там он начал картину «Караван в оазисе. Египет», которую закончил в 1871 году.

15:21

Праздновалось открытие канала неделю. И обошлось хедиву Исмаилу, по некоторым данным, 28 млн франков.

15:15

Россию представлял посол в Константинополе Николай Игнатьев, прибывший в Порт-Саид на клипере «Яхонт». Среди почетных гостей, приглашенных на церемонию открытия Суэцкого канала, находились директора Российского общества пароходства и торговли (РОПиТ) Николай Чихачев и Николай Сущев. Приехали художник Иван Айвазовский и писатель Владимир Соллогуб.

15:11

На открытие канала прибыли французская императрица Евгения, принц Мюрат, вице-король Египта хедив Исмаил, император Австро-Венгрии Франц-Иосиф, наследный принц Пруссии, принц Генрих Нидерландский, принц Людвиг Гессенский, генерал Банко — председатель комиссии по иностранным делам сената США, вождь Сахарской Рифской Республики Абдель Кадер, послы ряда европейских держав.

15:07

Свежий морской бриз развевал разноцветные флаги и вымпелы. Гремела музыка, воздух вздрагивал от грохота салютов.

15:05

Многочисленные турецкие, египетские, австрийские, французские, русские, итальянские, шведские, датские, испанские фрегаты, яхты, почтовые и пассажирские пароходы выстроились в гавани Порт-Саида по обеим сторонам широкого четырехсот метрового канала.

15:00

15 ноября началось торжественное открытие канала.

14:50

Предстояла, таким образом, другая задача – добиться изменения закона; однако, так как французы уже привыкли смотреть на дело Лессепса как на свое национальное дело, а также благодаря влиянию бывшего дипломата и благодаря деньгам компании, в 1868 году палаты с оппозицией всего в восемь голосов дали согласие на выигрышный заем.

14:44

Чтобы добыть остальные две трети, оставалось одно средство – выигрышный заем. Но это запрещалось французским законом, а между тем французский денежный рынок был единственным местом, где имели спрос бумаги компании.

14:38

Несмотря, однако, на видимый успех предприятия и вполне определившуюся возможность его окончания, финансово компании потерпела неудачу, и заем был оплачен лишь на треть.

14:33

Новые средства решено было добыть новым займом в 100 миллионов франков.

14:29

За два года до этого первоначальный капитал компании в 200 миллионов франков уже был исчерпан, исчерпались и суммы, полученные от Египта за нарушение условий контракта.

14:24

К концу 1867 года, чтобы закончить канал, предстояло сделать выемку в сорок миллионов кубических метров, и так как каждый месяц предполагали извлекать два миллиона, то открытие канала было назначено на октябрь 1869 года.

14:18

К концу 1865 пустынный перешеек оживился, повсюду проходили почта и телеграф, в Порт-Саиде было семь тысяч жителей, в его гавани перебывало 1800 судов под пятнадцатью флагами. Оставалось прорезать Серапеум, Шалуфский вал и двинуться к Суэцу.

14:14

В июле 1864 года третейский суд под руководством Наполеона III рассмотрел дело и вынес решение о том, что Египет должен выплатить компании Суэцкого канала компенсацию – 38 миллионов франков полагалось за отмену подневольного труда египетских феллахов, 16 миллионов франков за строительство канала с пресной водой и 30 миллионов франков за изъятие земель, предоставленных компании Суэцкого канала прежним правителем.

14:08

В 1863 году Саид умирает и на его место приходит Исмаил-паша, который требует пересмотреть условия сотрудничества. Двоюродная племянница Лессепса Евгения была замужем за французским императором и это позволило заручиться поддержкой Наполеона III.

14:04

Стройка продолжалась непрерывно три года до тех пор, пока не вмешалась Британия. Лондон надавил на Стамбул, а турецкий султан на Махмед Саида. Все остановилось и компании грозил полный крах.

14:00

Рабочие взялись за заступы, плотину постепенно взрыли, и вода хлынула в бассейн озера под гром музыки и пальбу арабов.

13:53

«От имени его высочества Магомета-Саида, – объявил Лессепс, – повелеваю, чтобы воды Средиземного моря были впущены в озеро Тимсах, и призываю Божию милость».

13:49

К осени 1862 года были готовы 68 верст канала. Оставалось восемь верст до озера Тимсаха, их прорыли к середине ноября. Наполнение озера водою было торжественным. Из Каира приехали почетные гости, кругом толпились пестрые массы рабочих и верблюды в красных попонах, с музыкантами на спине. Это было 18 ноября 1862 года.

13:45

На Средиземном море, где начинался канал, в буквальном смысле слова из ничего возник Порт-Саид. Он построен на молу, защищающем канал от ила. Длина мола 7 км (это самый длинный мол в мире). Оттуда 25000 рабочих ездили к рабочим площадкам на юг, пока к 1863 г. не был сооружен специальный канал с пресной водой, который позволил, наконец, разбить лагеря по всему маршруту.

13:43

Столкнувшись с острой нехваткой рабочих рук, Лессепс и компания Суэцкого канала изменили стратегию и только тогда начали использовать несколько сотен паровых машин и земснарядов. Новая технология повысила производительность в последние два года строительства. Около трех четвертей канала было вырыто тяжелой техникой.

13:35

Особенно серьезные трудности возникли после того, как египетский правитель Исмаил Паша запретил использование принудительного труда в 1863 году.

13:33

Дневная норма каждого — два кубометра земли, которую в рогожных мешках или корзинах вытаскивали из русла будущего канала.

13:29

Работали посменно. Пока 25 тысяч рыли канал, другие 25 тысяч завербованных должны были двигаться в сторону канала, куда на дорогу из населенных областей Египта тоже уходил месяц.

13:26

Эта работа стоила 120 тысяч жизней рабочих. Основные работы на Суэцком канале производились египтянами, которых набирали принудительно по 50 тысяч человек в месяц.

13:21

Выемка столь большой массы грунта (75 миллионов кубических метров песка) требовала огромных трудозатрат, и сначала канал копали принудительно согнанные бедные египетские крестьяне. В конце 1861 года десятки тысяч работников использовали лишь кирки и лопаты, и дело продвигалось медленно.

13:15

«Мы живем в узкой, низменной песчаной полосе, между Средиземным морем и озером Мензалех. При малейшем ветре волны набегают на песок то с одной, то с другой стороны. Ближайшие от нас населенные местности – Дамиэтта в 60 верстах и Александрия в двух днях расстояния от будущего Порт-Саида», – писал один из европейских рабочих.

13:10

В апреле 1859 года работа уже кипела на севере перешейка. Участок был трудный. Постоянные наводнения сносили постройки и даже людей.

13:03

В шестилетний срок, в который Лессепс обещал закончить работы, построить канал не удалось. Земляные работы растянулись на 11 лет.

12:55

Был сделан новый облигационный заем в 166 666 500 франков, потом другие, так что общая стоимость канала к 1872 году достигла 475 миллионов. К 1892 году затраты оценивались уже в 576 миллионов.

12:52

200 миллионов франков, определённых по первоначальному проекту Лессепса, скоро закончились. В том числе требовались огромные траты на подкупы при дворах Саида и Исмаила, на широкую рекламу в Европе, на расходы по представительству самого Лессепса.

12:47

Англия тогда обладала самым мощным флотом в мире и контролировала морской путь в Индию через мыс Доброй Надежды. А в случае открытия Суэцкого канала через него могли бы отправлять свои малотоннажные суда Франция, Испания, Голландия и Германия, которые составили бы серьезную конкуренцию Англии в морской торговле.

12:42

Друг Лессепса барон Эдмон де Ротшильд прямо заявил: «Ты провалишься».

12:38

Премьер-министр лорд Палмерстон заявил, что планирующийся канал не что иное, как «дешевая попытка французов захватить Средиземноморье», а Лессепс «дурак и мошенник».

12:32

Инженер Роберт Стивенсон, построивший мост Британия, не поленился встать со своего места в парламенте, чтобы обозвать план постройки Суэцкого канала нелепым.

12:25

Англия была решительно против и в акционерный капитал компании не вступила.

12:21

Еще немного акций приобрела Австрия и Россия. Россия подписалась всего на 24 тысячи акций. Англия и США не приобрели ни одной акции, однако на их долю было оставлено 85506 акций. В целях поддержки компании хедив Саид купил оставшиеся 177 642 акций, сосредоточив таким образом в своих руках почти 44 % всех акций.

12:15

Первоначальный капитал компании составил 200 млн франков, разделенных на 400 тыс. акций по 500 франков каждая. Наибольшее количество акций было приобретено Францией —207 111.

12:12

На 10 лет компания полностью освобождалась от уплаты налогов, а затем обязывалась платить лишь 10 % налогов.

12:06

По условиям концессии акционерам полагалось 74 % прибылей, Египту — 15 %, основателям компании — 10 %. Её основной капитал равнялся 200 миллионам франков. По условиям договора, Египет предоставлял компании, которую возглавил Лессепс, право постройки и эксплуатации канала сроком на 99 лет.

12:00

Египетское правительство получило 44 % всех акций, Франция — 53 % и 3 % приобрели другие страны.

11:55

В том же году началось строительство канала, которое возглавила созданная Лессепсом Всеобщая компания морского Суэцкого канала.

11:52

После получения концессии в Египте на строительство канала Лессепс в том же 1855 году добился одобрения фирмана со стороны турецкого султана. Но только в 1859 году смог основать в Париже компанию.

11:47

Этот канал питается водою из Нила и сделан открытым и судоходным от Нила до Суэца, а к Порт-Саиду от Измаилии вода протекала по трубам.

11:42

Предполагалось и было исполнено сооружение пресноводного канала – для снабжения страны водою и как путь из Египта в Аравийский залив. Общий план этого канала походит на букву Т, если верхнюю черту этой буквы расположить в направлении от севера к югу, параллельно морскому каналу, а нижнюю обратить на запад.

11:39

В Пелузе и Суэце проектировались шлюзы и дамбы после выхода канала из шлюзов. Устройство шлюзов имело целью, во-первых, поддерживать в канале общий уровень на полтора метра выше низких вод, а во-вторых – предупреждать засорение песком. Общая выемка земли исчислялась в 74 миллиона кубических метров, из них 17 сухой и 57 из-под воды.

11:33

Общая длина его предполагалась 150 километров, ширина по водной поверхности 100 метров и несколько уже в разрезах валов. Глубина на всем протяжении одна – 6,5 метра ниже уровня низких вод Средиземного моря.

11:30

Направление канала определилось так. Начало у Суэца – прямо на север, затем – поворот на северо-запад к Горьким озерам. Канал идет по их бассейну без откосов, но в сваях. Выходя отсюда, он прорезает вал Серапеум, озеро Тимсах, порог Эль-Гиср, проходит через озеро Биллах и восточную часть Мензалеха и, наконец, у Пелузы соединяется с морем.

11:23

Согласно другой версии, Фердинанд увлекся каналом после знакомства с сенсимонизмом. Ведь помимо пространных идей об общем равенстве и благоденствии Сен-Симон предлагал для объединения людей во всем мире и две конкретные — строительство Суэцкого и Панамского каналов.

11:20

Кроме проекта Лепера, существовали также более поздние проекты строительства канала Талабо и братьев Барро. Главным недостатком обоих было их направление через Нил – правда, не по руслу, а наперерез, – однако и в этом случае предстояла надобность регулировать капризное течение Нила. Лессепс решил развить идеи Лепера о прямом морском сообщении.

11:15

Он убеждает Мехмета Саида в том, что осуществление этого начинания поставит его в один ряд с фараонами древности, Александром Великим, Цезарем, Наполеоном I и другими величайшими людьми, считавшими соединение Средиземного и Красного морей делом чрезвычайной важности.

11:11

15 ноября 1854 года Фердинанд Лессепс представляет на рассмотрение Мехмета Саида записку о Суэцком канале. Лессепс описывает историю начинаний, призванных соединить Средиземное море с Красным.

11:07

И тут очень вовремя египетский вице-король Мехмета Саида приглашает его в Каир.

11:05

В 1849 году он получает назначение в Италию. И там тоже блестяще проявляет себя, справляясь с урегулированием множества конфликтов, порожденных вхождением австрийских войск в Папскую область, столкновением между итальянскими революционерами, возглавляемыми Джузеппе Гарибальди, и французским экспедиционным корпусом. Но после краха во Франции Второй республики и учреждением Второй Французской империи Лессепс остается не удел.

10:59

Лессепсу приходится разрешать сложнейшие ситуации, связанные с конфликтами между испанскими республиканцами и испанскими монархистами.

10:55

В 1842 году его направляют со сложнейшей дипломатической миссией в Испанию.

10:51

Также Фердинанд Лессепс помогает примирению Египта с Турцией. После Александрии Фердинанд Лессепс получает дипломатическое назначение на Мальту.

10:47

Лессепс, как свидетельствуют современники, сохранял полное хладнокровие. Он превратил свое консульство в амбулаторию. Ухаживая за больными, он постепенно преодолевает панику. И становится героем Египта.

10:42

В 1832 году он назначается консулом в Александрии. Здесь он проводит семь лет. Особую известность Фердинанд получает в связи с александрийской чумой. Чума эта была очень свирепой.

10:37

Племянник служит сначала под началом дяди, а потом оказывается в Тунисе — там, где служил и умер его отец. Из Туниса Фердинанд Лессепс переезжает в Египет.

10:33

К дипломатической службе Жан Батист Лессепс стал приучать своего племянника Фердинанда Лессепса в Барселоне.

10:27

В разгар Великой Французской Революции Лессепс был французским генеральным комиссаром по торговым делам в России и находился в дружеских отношениях с императором Александром1. После начала войны 1812 года с Наполеоном ему приходится бежать из Петербурга. Захватив Москву Наполеон назначает Лессепса ее генерал-интендантом. Но и после падения Наполеона французы предложили России Лесепса своим посланником, но в Петербурге отказались.

10:23

В составе команды двух фрегатов – «Астролябия» и «Буссоль», под общим начальством графа Лаперуза он совершил переход до Петропавловска-Камчатского. В сентябре 1787 года он высадился на Камчатке и начал собственный одиночный переход по суше в Петербург, куда добрался спустя два года. По дороге он создал краткий словарь языков камчадалов, коряков, чукчей и ламутов и написал путевой очерк.

10:16

Дядя Фердинанда Лессепса, оказавший большое влияние на племянника, Жан Батист Варфоломей Лессепс прославился своими дипломатическими авантюрами еще в конце 18 века.

10:12

Первым из известных истории Лессепсов был Бертран Лессепс — капитан придворной стражи, оказавший помощь Генриху Наваррскому, будущему королю Франции Генриху IV. Он помог Генриху бежать из Лувра, где он оказался заперт после Варфоломеевской ночи — резни гугенотов, учиненной католиками во Франции в 1572 году.

10:07

Лессепс был из неординарной семьи.

10:03

Организатором и исполнителем проекта стал французский дипломат Фердинанд Мари, виконт де Лессепс.

10:00

Но в итоге реализовало грандиозную идею вовсе не правительство Турецкой империи.

09:50

Но проект погубили не о технические или финансовые трудности, а политика. От него отказались в конце 1800 года, когда Наполеон был уже в Европе и окончательно отказался от планов завоевать Египет. Принимая 6 декабря 1800 года доклад Лепера, он сказал: «это великое дело, но я не в состоянии осуществить его в настоящее время; быть может, турецкое правительство возьмется когда-либо за него, создаст себе тем славу и упрочит существование Турецкой империи».

09:43

Достигнуть особенно значительной глубины Лепер считал невозможным; его канал был бы негоден для глубокосидящих судов. Расходы на прорытие комиссия Лепера исчислила в 30—40 миллионов франков.

09:35

По проекту Лепера он должен был идти от Красного моря к Нилу частью по старому пути, пересекать Нил близ Каира и кончаться в Средиземном море близ Александрии.

09:27

Тогда Наполеон поручил особой комиссии во главе с инженером Лепером произвести предварительные изыскания. Комиссия пришла к ошибочному выводу, что уровень воды Красного моря на 9,9 м выше уровня воды в Средиземном море, что не позволяло бы построить канал без шлюзов.

09:22

Возродить проект решил Наполеон Банапарт, во время своего завоевание Египта в 1798 году.

09:16

Однако в 767 г. система каналов, соединявшая Нил с Красным морем, была разрушена по приказу арабского халифа аль-Мансура.

09:11

Первое достоверное историческое свидетельство соединения Средиземного и Красного морей каналом относится к временам правления фараона Нехо II (конец VII — начало VI в. до н.э.).

09:05

Античные историки, Страбон и Плиний Старший, сообщали о том, что канал, соединяющий правый рукав Нила с Красным морем, пытались соорудить еще фиванские фараоны эпохи Среднего царства. Страбон считал, что попытка сооружения канала предпринималась чуть ли не во времена Троянской войны.

08:53

Система каналов между Средиземным и Красным морями существовала еще в древности.

08:41

Несмотря на первые сложности в первое время Суэцкий канал заработал. Он позволил водному транспорту проходить в обе стороны между Европой и Азией без огибания Африки.

08:35

Около 8 часов вечера, недалеко от Исмаилии каравану пришлось встать на якорь: пароход «Пелузий» сел на мель и загородил путь остальным кораблям. Затем стати возникать новые осложнения: оказалось, что в нескольких местах канал был чуть не вдвое мельче запланированных 8 м.

08:27

Первой двинулась яхта французской императрицы «Эгль». За ней — фрегат британского посла, а потом уже вереница разнообразных судов. Фарватер был обозначен красными бакенами.

08:22

17 ноября первые 48 кораблей с большим трудом прошли через Суэц.

08:15

В 8 часов 15 минут утра 17 ноября 1869 года Суэцкий канал впервые был открыт для судоходства.

08:00

Доброе утро, дорогие читатели. 17 ноября 1869 года был открыт бесшлюзовый судоходный канал в Египте, соединяющий Средиземное и Красное моря. «Газета.Ru» восстанавливает хронику событий тех дней в исторической онлайн-трансляции.

Появились новые записи
показать
Новости и материалы
В Армении заявили о начале демаркации границы с Азербайджаном
Москвичам рассказали о погоде во вторник
США обеспокоены развитием связей Нигера с Россией и Ираном
Ветра с Ледовитого океана принесут сильное похолодание в регионы РФ
Стало известно, сколько получают командиры российских подлодок
В Приамурье ввели режим ЧС из-за происшествия на руднике «Пионер», в шахте остаются 13 человек
Российские войска улучшили положение на Южно-Донецком направлении
Партия Шольца выросла в рейтинге политических сил Германии
В России брендируют свои марки для китайской электроники
Трамп пообещал разрешить украинский конфликт в случае победы на выборах
Сирия отразила воздушную атаку на Дамаск
Россиян предупредили об опасности чистки ушей ватными палочками
Сенатор США рассказал о надеждах на наступление Украины в 2025 году
Трамп раскрыл, кто на самом деле управляет США
Онлайн-кинотеатры за год увеличили выпуск оригинальных проектов вдвое
Названы главные признаки, говорящие о том, что вы не умеете бережно относиться к деньгам
Сенатор Грэм призвал украинцев всех возрастов идти воевать
В ресторане СПб расстреляли мужчину, предполагаемый убийца недавно вернулся с СВО
Все новости