Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Ответственных за госпрограммы вышлют за рубеж

Кабинет министров переформатирует 1,8 трлн рублей бюджетных расходов на 2018 год

Екатерина Штукина/РИА «Новости»

В Белом доме в 2018 году собираются провести эксперимент с федеральным бюджетом: пять госпрограмм стоимостью около 1,8 трлн руб. предлагается переформатировать на основе проектных механизмов. В дальнейшем на новые правила может быть переведен весь бюджет. Чиновников, продемонстрировавших лучшие результаты в проектном управлении, будут премировать деньгами и заграничными командировками для ознакомления с передовым зарубежным опытом.

Пилотные проекты

Для эксперимента в качестве пилотных отобраны госпрограммы «Развитие образования до 2020 года», «Развитие здравоохранения», «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», «Развитие транспортной системы» и госпрограмма поддержки сельского хозяйства.

Об этом говорится в материалах к состоявшемуся 22 марта заседанию президиума совета при правительстве по стратегическому развитию и приоритетным проектам, с которыми удалось ознакомиться «Газете.Ru». Эту информацию подтвердили также источники в нескольких ведомствах.

Заседание проводил премьер-министр Дмитрий Медведев за закрытыми дверями в подмосковном Красногорске. Участники встречи договорились, что для экспериментальных госпрограмм будет установлен особый порядок формирования, реализации и оценки эффективности.

Уже на этой неделе Минфин и Минэкономразвития должны представить в правительство график изменения в 2017 году нормативной базы. Прежде всего поправки должны быть внесены в Бюджетный кодекс и закон о стратегическом планировании, пояснил один из источников «Газеты.Ru», знакомый с ситуацией.

В законе о стратегическом планировании предлагается закрепить проектную деятельность «как форму организации работы по достижению стратегических целей».

Бюджетное законодательство предлагается поправить более осторожно, чтобы оно стимулировало не только повышение отдачи от проектов, но и экономию средств. Поправки предполагается подготовить к 15 апреля.

Показавшим свою эффективность в пилотном режиме практикам предписано «последующее внедрение». Но будут ли они распространены на все госпрограммы в 2019 году или позже, пока непонятно.

В настоящий момент утверждены и реализуются 42 из 45 госпрограмм, их стоимость в федеральном бюджете на следующий год составляет 13,4 трлн руб. Экспериментальное переформатирование в 2018 году затронет 1,8 трлн руб., или 13,4% совокупных расходов на госпрограммы.

Кроме того, утверждены 20 приоритетных проектов, пять из которых совпадают с экспериментальными госпрограммами. Будет ли в дальнейшем уменьшаться количество госпрограмм или увеличится число приоритетных проектов, собеседники «Газеты.Ru» пока не смогли рассказать.

Но точно не будет расти совокупный размер бюджетных расходов. Это ключевое ограничение, на котором настаивает Минфин.

Три уровня мероприятий

Как рассказал источник в правительстве, суть эксперимента в том, что Минфин предлагает выделить в госпрограммах (пока в пяти пилотных) три группы мероприятий.

К первой должны отойти мероприятия приоритетных проектов, которые применяются для решения «комплексных, наиболее значимых проблем». Координировать эти мероприятия будут создаваемые сейчас в каждом ведомстве проектные офисы. Наиболее простая схема управления в этом случае — когда приоритетные проекты являются основными мероприятиями отдельных госпрограмм. Более сложная модель, которую предстоит освоить, — когда один приоритетный проект вписан в несколько госпрограмм и потребуется внедрять кросс-программное управление. Для усиления управления предлагается передать полномочия по планированию бюджетных ассигнований ответственным исполнителям проектов и лишить этих полномочий главных распорядителей средств федерального бюджета.

Другой вид мероприятий будет объединен в ведомственные целевые программы. По ним ведомства займутся получением «новых результатов».

В третью группу войдут «процессные мероприятия», которые требуются для реализации текущей деятельности.

С госпрограммами, построенными на проектной модели, предлагается увязать и межбюджетную политику. Этот механизм взаимоотношений центра и регионов предлагается консолидировать по принципу «одна госпрограмма — одна субсидия». Получение субсидии будет увязано с достижениями субъектами целей, задач и индикаторов соответствующих госпрограмм.

Кроме того, Минфин предлагает определить в федеральном бюджете «закрытый перечень непрограммных направлений деятельности». Доля непрограммных расходов в дальнейшем должна сокращаться, отраслевые расходы будут перераспределяться к профильным госпрограммам.

Вписать стратегию в бюджет

Переформатирование госпрограмм, по замыслу Минфина, предполагает, что стратегическое госуправление должно быть увязано с бюджетным циклом. Тогда госпрограммы будут формироваться как минимум на период реализации основных направлений деятельности правительства (ОНДП).

Действующие ОНДП практически совпадают с президентским сроком — они были утверждены почти сразу после того, как переизбранный на президентский пост в 2012 году Владимир Путин сформировал правительство Дмитрия Медведева.

Срок действия этих ОНДП заканчивается в 2018 году. В госпрограммах же разнобой: часть рассчитана до 2020 года, часть — до 2025 года или 2030-х, а многие вообще бессрочны.

В этой конструкции ключевое требование Минфина — чтобы все внеплановые мероприятия, которые традиционно формируют дополнительные расходы бюджета и определяются поручениями президента, правительства или «дорожными картами», оформлялись только в виде изменения госпрограмм и закрытого непрограммного перечня. Это гарантировало бы неувеличение расходных обязательств госказны.

Предлагается и замена «территориальных» госпрограмм стратегиями развития соответствующих регионов.

Сегодня собственные госпрограммы имеют Дальний Восток и Забайкалье, Калининградская область, Северокавказские республики и Республика Крым. А для части регионов — на Северном Кавказе и Дальнем Востоке — в действующей структуре правительства предусмотрено управление средствами федерального бюджета через специальные только для этих территорий федеральные министерства.

При формировании правительства после президентских выборов 2018 года надобность в Минвостокразвития и Минкавказа в проектном механизме не очевидна.

Приз участникам

Все предложения для членов правительства еще подлежат не столько обсуждению в кратчайшие сроки, сколько ускоренному усвоению предлагаемой реформы.

Материалами президиума по приоритетным проектам предписано Минэкономразвития совместно с департаментом проектной деятельности правительства РФ до 30 мая этого года «обеспечить проведение стратегической сессии для руководства правительства по основным целям деятельности правительства и параметрам для оценки приоритетности проектов и программ».

Метод заимствован из корпоративной среды — это форма групповой работы, направленная на совместную разработку стратегически значимых решений организации, и раньше на госслужбе широко не использовался.

В качестве бонуса за освоение нового материала в кратчайшие сроки чиновникам предложено материальное поощрение. Президиум поддержал предложения Минтруда по «материальному стимулированию федеральных гражданских служащих, являющихся участниками реализации приоритетных проектов», как ранее сообщала «Газета.Ru».

Вознаграждение будут платить за счет средств, предусмотренных бюджетами ведомств «на выплату премий за выполнение особо важных и сложных заданий». Окончательная формула уточняется, но размер вознаграждения будет зависеть «от проектной роли участника проектной деятельности».

Другой бонус — нематериальный. Чиновникам, «показавшим высокие результаты в реализации приоритетных и ведомственных программ» уже в 2018 году, обещано получение проектного образования за границей для «ознакомления с передовым зарубежным опытом».

Официально ведомства переформатирование управлением бюджетом не комментируют. В Минэкономразвития сообщили, что вопрос прорабатывается. По словам представителя ведомства, в действующей методологии госпрограмм не предусмотрено разделение на процессные и непроцессные расходы, но вместе с тем одна из задач госпрограмм — отразить наиболее полно расходы в соответствующей сфере. В Минфине отказались комментировать служебную переписку.