Пенсионный советник

Россия найдет человека в Арктике

В Архангельске стартует Арктический форум – 2017

Shutterstock

Ключевая тема на открывающемся в Архангельске форуме — «Человек в Арктике». Сейчас этот «человек» либо в погонах, либо в национальных одеждах. Чтобы Арктика стала местом приложения человеческого капитала в масштабе всей России, нужны миллиарды, которых в казне нет.

В Архангельске 29–30 марта состоится Международный Арктический форум. Предыдущий прошел в 2013-м и был третьим за шесть лет и последним под эгидой Русского географического общества. Но идея импортозамещения и грядущие президентские выборы оказались достаточным стимулом для возрождения этой площадки для диалога с западными партнерами.

Центральная тема для дискуссий на этом форуме — «Человек в Арктике». Выбор безошибочный с точки зрения улучшения международного имиджа страны.

Но по факту в арктической зоне, занимающей 60% территории России, проживает всего 2 млн человек. И это в основном люди в погонах или коренные народы Севера — ханты, манси, ненцы.

Если не считать нефтяников и газовиков, работающих здесь вахтовым методом. В любом случае забота о 2 млн на фоне остальных 140 млн россиян выглядит довольно избирательно.

Цель госпрограммы, как поясняют в Минэкономразвития, — «формирование и развитие опорных зон развития в Арктике». По одной в каждом из восьми субъектов Федерации. Одной из таких зон станет Архангельск. Здесь будут развивать производство алмазов и топливных гранул из древесины.

Без зон не обойдется

С помощью зон будут расширять транспортный потенциал Северного морского пути и содействовать доставке на «большую землю» руды, леса и другого сырья.

«У Китая есть свой проект транспортного коридора из Азии в Европу, который называется «Экономический пояс Шелкового пути». А у России есть свой «Шелковый путь» — это Северный морской путь, позволяющий дешевле и безопаснее перевозить грузы с одного континента на другой через Ледовитый океан», – цитируют организаторы форума директора Центра европейско-азиатских исследований Андрея Русакова.

По его словам, с каждым днем количество желающих переправлять грузы по этому пути растет.

Как заявляют в Минэкономразвития, реализация проекта по созданию опорных зон позволит сформировать новые рабочие места, подтянуть социальную инфраструктуру, в конечном счете — поднять уровень жизни населения в Арктике.

Но хватит ли денег на эти проекты, непонятно. По итогам предыдущего форума в 2014 году была утверждена госпрограмма «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ на период до 2020 года». Как пояснили «Газете.Ru» в Минэкономразвития, эта госпрограмма была разработана «в качестве аналитической, для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти».

«Средств на ее реализацию предусмотрено не было», — сообщили в Минэкономразвития.

Сейчас разработана новая госпрограмма и сроки ее реализации продлены до 2025 года. Сколько денег под нее выделят из госбюджета, пока непонятно. Но на этот раз деньги обещают. Правда, как говорил на инвестфоруме в Сочи замминистра экономического развития Александр Цыбульский, основное финансирование в рамках госпрограммы запланировано на период после 2019 года.

Текст программы был направлен в правительство в феврале. «Объем средств на ее реализацию в настоящее время дополнительно прорабатывается на площадке правительства», — поясняют в МЭР.

В 2015 году все расходы на Арктику, заявленные министерствами (за исключением Минобороны), оценивались в 210 млрд руб. Потратить столько сейчас бюджет не может себе позволить.

Такой вывод можно сделать исходя из того, что новая госпрограмма согласована всеми ведомствами, кроме Минфина. Впрочем, финансирование госпрограммы может осуществляться не только за счет средств федерального бюджета, но также за счет «инвестрасходов крупных компаний», добавляют в МЭР.

Например, «Роснефть» намерена в несколько раз увеличить сумму, выделяемую на освоение арктического шельфа, сообщается на официальном сайте форума. Инвестиции «Роснефти» с 2012 по 2016 год в эту область уже составили около 100 млрд руб. Сейчас у компании есть лицензии на 28 участков на арктическом шельфе с суммарными ресурсами в 34 млрд тонн нефтяного эквивалента.

Атомный «Лидер»

Только одна статья расходов, судя по всему, не будет урезана. Еще и добавлять придется, поскольку это мегапроект и, значит, первоначальная смета будут отличаться от итоговых.

Это строительство атомного ледокола «Лидер». Он придет на смену советскому флагману и одному из символов социалистического строя — ледоколу «Ленин» (последний стоит в Мурманске).

Строительство атомохода значится в программе Минпромторга «с оценочным объемом финансирования порядка 80 млрд рублей». Сумма крупная, но, поскольку «Лидер» обречен стать символом мощи нынешней России, на это денег не должны пожалеть.

Кроме того, организаторы форума ставят задачу приблизить Арктику к бизнесу, а бизнес — к людям. Этому будут посвящены дискуссионные блоки и сессии.

В рамках форума также пройдет заседание Госкомиссии по вопросам развития Арктики под руководством зампреда правительства, куратора ВПК Дмитрия Рогозина. Впрочем, тема безопасности и оборонки на форуме широко не заявлена. Но понятно, что она всегда актуальна для высоких широт. Взаимоотношения между странами «арктической пятерки» (Россия, США, Канада, Норвегия и Дания) не всегда складывались гладко. Кроме того, потенциалом Арктики активно интересуются «рыболовные» государства: Республика Корея, Япония, Китай, Исландия. Президент последней Гудни Торлациус Йоханнессон уже прибыл на форум.

Даже совсем не арктическая Швейцария будет участвовать в работе форума и добиваться предоставления ей статуса наблюдателя при Арктическом совете, а потом и полноправного членства. «Мы — вертикальная арктическая страна. У нас вся Арктика в горах, здесь, как в Арктике, вечные льды и холода. И у нас богатый опыт в технологиях, в инновациях, в исследованиях по изменению климата, и мы надеемся, что этот опыт будет востребован в Арктике», — пояснил «Газете.Ru» посол Швейцарии в России Ив Россье.

Наконец, участники форума традиционно обсуждают тему экологии. На прошлом форуме в 2013 году активисты Greenpeace дали понять, что не отдадут Арктику на откуп сырьевым гигантам. Тогда зеленые активисты, как какие-нибудь сомалийские пираты, атаковали одну из нефтяных платформ на шельфе, 25 из них были арестованы, в отношении них было возбуждено уголовное дело по статье «Пиратство». Финны — участники форума — потребовали разъяснений от президента Владимира Путина. Путин признал, что активисты, конечно же, не пираты, и пообещал провести «генеральную уборку» в Арктике.

Он заявил, что право добывать нефть в Арктике получат компании, обладающие методами ликвидации разливов подо льдом. В планах России также существенно увеличить площадь особо охраняемых зон и поддержать популяцию белых медведей и моржей, обитающих, например, в море Лаптевых.

В этом году визит Путина в Арктику разбит на два дня.

Первый из них президент, возможно, проведет на одном из арктических островов, проверит, как территория очищается от металлолома и промышленного мусора, оставленного здесь военными, а также газовиками и нефтяниками еще в 60–70-х годах прошлого века.

«Недавно мы провели генеральную уборку на острове Белый — расчистили от металлолома 30 га поверхности, — рассказал «Правде Севера» губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин. — Но таких островов больше десятка!»

Во второй день Путин примет участие в пленарном заседании, посвященном как раз «человеку в Арктике».

Не только этому человеку, но и всем участникам форума посвящена обширная развлекательная программа. Покажут открытый турнир по хоккею в валенках, фестиваль «Арктика — территория ГТО». Мастера народных промыслов Поморья приготовили обрядовое печенье (козули) и арктических кукол, изготовленных по старинной технологии из фарфора, ваты и крахмала. Гостей собираются порадовать композицией с обитателями Арктики — на льдине из постного сахара. В продаже будет обеззараживающий препарат на основе морских водорослей и «хвойный морс». К приему высоких гостей все готово — в Архангельске на городской набережной поверх асфальта уже постелили деревянный паркет.