Пенсионный советник

Трамп сбил Lockheed Martin

Трамп одним твитом обвалил капитализацию Lockheed Martin на 4%

Рустем Фаляхов
Paul Sancya/AP

Избранный президент Дональд Трамп назвал «неконтролируемой» стоимость производства истребителей нового поколения F-35. Их производитель Lockheed Martin уже обещал урезать расходы с $100 млн до $85 млн. Но сэкономить на обороне у Трампа все равно не получится.

Трамп вновь отличился резкими высказываниями в твиттере. «Программа создания F-35 и расходы на нее вышли из-под контроля. Миллиарды долларов могут быть и будут сэкономлены на военных и других закупках после 20 января», — написал он в понедельник.

20 января — день вступления Трампа в должность президента.

Заявление Трампа обрушило стоимость акций компании — производителя истребителей Lockheed Martin сразу на 4,2%. В первый же час после заявления Трампа капитализация компании упала на $2 млрд. Акции еще нескольких подрядчиков оборонного сектора также снизились. Акции Northrop Grumman — на 4,5%, акции BAE Systems — на 2,4%.

Если надо — урежем

В ответ на критику руководитель программы Lockheed Martin Джефф Бабийон заявил, что компания понимает обеспокоенность по поводу стоимости самолета и вкладывает миллионы долларов, чтобы снизить ее.

«Мы уже инвестировали сотни миллионов долларов в сокращение стоимости самолета приблизительно на 70% от его изначальной цены», — приводит слова директора программы создания F-35 в Lockheed Martin Джеффа Бабийона газета Jerusalem Post (цитата по ТАСС). Он также отметил, что Lockheed Martin «во временных рамках 2019 или 2020 года планирует сокращение стоимости (F-35) приблизительно до $85 млн.

Ранее Пентагон сообщал, что компания Lockheed выиграла контракт стоимостью $7,1 млрд и получила промежуточный платеж.

Сейчас стоимость серийного самолета превышает $100 млн для ВВС США. Для партнеров по НАТО она еще выше.

Закупать F-35 планируют Великобритания, Австралия, Норвегия, Дания, Нидерланды, Италия, Турция, Израиль, Япония и Южная Корея.

Впервые F-35 поднялся в воздух в 2006 году, нынешнее поколение истребителей — пятое. Выпускается он в трех модификациях: со стандартным взлетом и посадкой, с коротким взлетом и вертикальной посадкой и для вылетов с палубы авианосца.

На прошлой неделе Трамп возмутился тем, что «борт номер один» для полетов президента (Boeing 747) будет стоить $4 млрд. Он призвал отменить контракт с компанией Boeing, после чего капитализация компании сразу упала на 1,4%, или на $1,4 млрд. Впрочем, к концу дня стоимость акций вернулись к прежней величине. Компания позднее заявила, что стоимость контракта составляет всего $170 млн.

Скандал и стратегия

Скандальной назвал программу производства истребителей F-35 председатель комитета сената США по вооруженным силам Джон Маккейн.

«Показатели программы F-35 — это одновременно скандал и трагедия в том, что касается стоимости, сроков и качества работы. Разработка F-35 уже растянулась более чем на 15 лет. Стоимость более чем удвоилась по сравнению с первоначальными оценками», — цитирует РИА «Новости» выступление Маккейна в конгрессе.

Он перечислил проблемы, возникшие с самолетами, в частности нестабильность радаров, недостатки в работе сенсоров и топливной системы, несовершенство механизмов спасения экипажа и даже ненадежность двигателя.

К тому же план по строительству машин не выполняется, отметил сенатор: в 2016 году должно было быть построено более 1 тыс. F-35, а фактически изготовлено только 179 самолетов.

Помимо этого, сами модификации являются различными моделями, каждую из которых нужно разрабатывать и финансировать отдельно.

Программа производства F-35 пятого поколения при всех ее недостатках и дороговизне тем не менее не может быть закрыта, отмечает Андрей Фролов, редактор журнала «Экспорт вооружений». «Эта программа жестко критикуется уже не первый год. И за перерасход средств, и за качество исполнения, но других вариантов у США нет, никто не закроет эту программу», — говорит Фролов.

Эксперт предполагает, что судьба F-35 будет аналогична той, по которой реализовывался госзаказ по F-22. Первоначальные грандиозные планы по закупкам истребителей урежут в несколько раз. Либо растянут реализацию программы на более длительный срок.

Ранее западные СМИ неоднократно указывали на то, что Трамп не только не снизит расходы на оборону, но даже сможет нарастить их. Это следует из предвыборных заявлений Трампа по поводу восстановления оборонного могущества Америки. В течение первых 100 дней президентства он намерен принять закон об усилении национальной безопасности, что подразумевает «устранение секвестра оборонных расходов», сообщало ранее военно-аналитическое издание Defense News.

Военная доктрина Трампа «Мир через силу» предполагает увеличение боевого и численного состава вооруженных сил США: сухопутных войск — до 540 тыс. человек, военно-морских сил — до 350 кораблей, военно-воздушных сил — до 1,2 тыс. самолетов-истребителей (без учета другой авиации), корпуса морской пехоты — до 36 батальонов.

Трамп также заявил, что создаст «современную систему противоракетной обороны» и модернизирует крейсеры военно-морских сил США, чтобы они обладали потенциалом стратегической ПРО. По словам Марка Кэнкиэна из Центра стратегических и международных исследований США, боевой и численный состав вооруженных сил США, который описал Дональд Трамп, будет стоить американскому бюджету приблизительно на $80 млрд больше, чем все военные планы президента Обамы.

Из этого следует, что, несмотря на громкие заявления Трампа о необходимости урезания расходов на оборону, Пентагону нечего опасаться секвестра, считают эксперты. ВПК США приветствовал победу Трампа на выборах, понимая, что Республиканская партия не будет особо экономить на обороне. Акции компаний ВПК, той же Lockheed Martin, а также Northrop Grumman, Huntington Ingalls, взлетели после президентских выборов.