Екатерина Шульман
о новой роли
российского парламента

Уолл-стрит оккупирует Кубу

Американские компании завоевывают рынок Кубы

Карина Романова 15.03.2016, 12:23
Andrew Harnik/AP

Накануне визита президента США Барака Обамы на Кубу американский бизнес пытается заключить сделки, которые позволят ему выйти на рынок страны. К потеплению отношений между США и Кубой готовятся компании Испании и Китая, работающие в основном в секторе туризма и госуслуг. Россия в борьбе за рынок острова может оказаться в проигравших.

Администрация Барака Обамы готовится праздновать крупный дипломатический успех — курс на нормализацию отношений с Кубой открывает американским компаниям доступ на новый рынок. Как минимум три крупные американские компании планируют оформление своих сделок в этой стране, в то время как президент США Барак Обама готовится к историческому визиту на Остров свободы, который пройдет с 20 по 22 марта. В их числе такие гиганты, как AT&T, Starwood Hotels & Resort Worldwide и Marriott International, сообщает The Wall Street Journal со ссылкой на собственные источники.

«Мы хотим дать американским бизнесменам и путешественникам больше возможностей для взаимодействия с Кубой, — заявляли в Белом доме, пишет Financial Times. — И мы ждем, что правительство Кубы позволит кубинцам получать выгоду от развития двусторонних отношений».

Список чиновников, которые посетят остров, соответствует намеченной повестке. Ожидается, что в числе американской делегации будут министр торговли Пенни Прицкер, министр сельского хозяйства Том Вилсак, председатель американского совета по экспорту при президенте США и главный исполнительный директор Xerox Урсула Бернс, а также глава администрации по делам малого бизнеса США Мария Контрерас-Свит.

Визит Барака Обамы на Кубу будет первым посещением американского президента острова за почти 90 лет.

Как отмечает WSJ, американские чиновники надеются, что сделки удастся завершить до начала визита президента. Это делается, чтобы подчеркнуть плюсы и выгоды, которые страны могут получить в результате налаживания двусторонних отношений.

Впрочем, завершение сделок может не состояться в желаемый чиновниками срок и произойти позже государственного визита. Пока для начала каких-либо проектов на Кубе компаниям нужно не только одобрение местного правительства и соответствие некоторым условиям (например, иностранные отельеры могут вести бизнес на Кубе только в партнерстве с местными компаниями), но и разрешение от различных ведомств США. В настоящее время многие транзакции ограничиваются или полностью запрещаются до сих пор действующим эмбарго.

Из-за этого пока свою заинтересованность открыто выражает только сектор туризма — индустрия гостеприимства, авиаперевозчики, поставщики связи.

В Marriott ожидают, что правительство США даст зеленый свет планам по открытию отелей сети на Кубе. Корпорация гостиничного бизнеса Starwood, акции которой учитываются в индексе S&P 500, также ждет возможности объявить о начале нового проекта. «Starwood видит много возможностей в том, чтобы зайти на Кубу в этот переломный момент, и рассчитывает на построение долгосрочных отношений на этом динамично развивающемся рынке», — заявили в компании, отметив, что пока они ждут одобрения от американского минфина.

Крупнейший поставщик телефонной связи в США — AT&T — пытается достичь соглашения о роуминге с государственным монополистом в сфере телекоммуникаций Etecsa. Но договора пока нет, поскольку компании находятся в процессе обсуждения, отмечают источники Reuters.

Американские туристы привлекают инвестиции

Первым шагом к нормализации отношений, стремление к которой Барак Обама объявил в декабре 2014 года, стало упрощение правил поездок на Кубу: американцам разрешили ездить на Кубу по любой из десятка конкретных причин без предварительного получения специальной лицензии от правительства, а также пользоваться на территории острова кредитными карточками. Авиакомпаниям и туристическим агентствам разрешили предоставлять свои услуги без получения специальной лицензии.

Поэтому в числе первых областей сотрудничества оказалось авиасообщение — в феврале 2016 года было подписано официальное соглашение о возобновлении рейсов. После этого сразу несколько перевозчиков — JetBlue Airways, American Airlines и United Airlines — выразили интерес к открытию рейсов.

Основная конкуренция между компаниями будет идти за 20 разрешенных полетов туда-обратно в день, которые свяжут американские города с Гаваной, столицей Кубы. На текущий момент авиакомпании уже подали заявки на 19 возможных полетов.

Меморандум также разрешает до десяти полетов туда-обратно в день в девять других международных аэропортов острова. Первые коммерческие полеты могут стартовать уже этой осенью.

По данным властей США, с момента возобновления дружественных отношений американский турпоток на Кубу вырос на 54%, при этом, согласно информации кубинцев, тот же показатель вырос на 77%, до 161 тыс. человек, в 2015 году.

И бизнес спешит создать условия для обслуживания растущего турпотока, причем в потеплении обстановки между двумя странами заинтересован не только американский бизнес.

Весной 2015 года правительство Кубы подписало соглашение о намерении строительства гольф-клуба на острове с китайской компанией Beijing Enterprise Group. Кубинские власти, которые таким образом начали готовиться к снятию ограничений на передвижение, хотят довести количество гольф-клубов с одного до по крайней мере двенадцати. Строительство китайского гольф-клуба предполагается на северном побережье между Гаваной и Варадеро. Также китайские строители обсуждают планы по возведению новых отелей.

С нетерпением ждет полноценного восстановления отношений США и Кубы Испания, чьи позиции сильны в туристическом бизнесе Кубы. На острове работают больше десяти испанских отельных сетей во главе с Melia. Всего испанцам на острове принадлежит более 50 отелей, пишет diariodecuba.com. На Кубу ежедневно летает испанская Iberia, а также Air Europa. И испанцы готовятся к приему новых туристов, число которых растет год от года. Количество путешественников на Кубе в 2015 году впервые превысило 3,5 млн, и в этом году сохраняется тенденция к росту. По отдельным странам, например той же Испании, увеличение турпотока по сравнению с 2014 годом составило 40%.

Снятие эмбарго поднимет конкуренцию

Пока окончательное снятие эмбарго сопряжено с политическими трудностями. У тех же американских сетей отелей есть претензии к Кубе на миллиарды долларов из-за проведенной во времена революции национализации. В прошлом году власти двух стран начали переговоры, для того чтобы разрешить эти многомиллиардные споры, в числе которых в том числе и требования Starwood на сумму $51 млн.

Отмене эмбарго частично препятствуют и сами американские чиновники. За снятие торговых санкций выступает Барак Обама, а против — ныне республиканский конгресс. По мнению части республиканцев, налаживание отношений допустимо только с Кубой, свободной от диктатуры.

Но если эмбарго все же снимут, то американские и другие иностранные инвесторы смогут реализовать свои интересы и в других секторах экономики.

В конце прошлого года власти Кубы заявили, что ищут инвесторов для 326 проектов, сумма требуемых иностранных инвестиций для которых составляет более $8 млрд. Среди них числятся как традиционные для страны (вроде производство рома), так и современные, например предоставление технологий телевидения высокой четкости для местного рынка.

Кубинское руководство предложило широкий выбор проектов, для того чтобы привлекать хотя бы по $2 млрд зарубежных средств за год.

При этом, говорили официальные лица, страна ни в коем случае не собирается возвращаться к зависимости от одного рынка и стремится к диверсификации. Поэтому роста конкуренции можно ожидать и в тех отраслях, где пока не действуют американские компании, но уже участвуют российские, — в энергетике, машиностроении, оборонной промышленности, нефтяном секторе. По экспортному кредиту на сумму до €1,2 млрд российские компании возводят четыре энергоблока на двух кубинских ТЭС — «Максимо Гомес» и «Восточная Гавана». В конце прошлого года планировалось создание совместного предприятия с КамАЗом по сборке и ремонту грузовиков с перспективой запуска сервисного обслуживания в рамках кубинской особой зоны развития «Мариэль». Компания «Роснефть», занимающаяся на Кубе геологоразведкой и добычей на шельфе, планировала выход на рынок нефти и нефтепродуктов.

Аналогичная ситуация сложилась с открытием иранского рынка для иностранцев. После снятия санкций и роста числа предложений со стороны представителей других стран иранцы уже требуют от России снижения стоимости возводимых ею железной дороги и ТЭЦ.