Пенсионный советник

«ЮТэйр» еще полетает

Правительство утвердило госгарантии на 9,46 млрд рублей для авиакомпании «ЮТэйр»

Евгения Сазонова 18.12.2015, 20:06
Владимир Астапкович/ТАСС

Авиакомпания «ЮТэйр», которая с середины прошлого года затеяла масштабную программу по сокращению издержек, получила поддержку правительства в виде госгарантий на 9,46 млрд руб. Гарантии даются авиаперевозчику под синдицированный кредит, в котором участвуют 11 банков. В этом году авиакомпания «Трансаэро» получила госгарантии фактически на ту же сумму, однако это не спасло ее от банкротства.

Правительство одобрило авиакомпании «ЮТэйр» госгарантии на 9,46 млрд руб. по семилетнему синдицированному кредиту на сумму 18,9 млрд руб. Соответствующее постановление было подписано 12 декабря, а опубликовано на сайте правительства 18 декабря.

Контролировать целевое использование средств синдицированного кредита, обеспеченного госгарантией, а также исполнение авиаперевозчиком обязательств по кредитному договору будет Минтранс.

В постановлении правительства указаны 11 банков, которые участвуют в синдикате. В него вошли: Сбербанк, банк «Россия», Ханты-Мансийский банк «Открытие», Московский кредитный банк, ЮниКредит банк, «Глобэкс», Сургутнефтегазбанк, МТС-банк, «Банк Балтийское финансовое агентство», Оренбургский ипотечный коммерческий банк «Русь» и Нико-банк.

«Авиакомпании, оказавшись не по своей вине в тяжелой ситуации, имеют моральное право обращаться к государству за той или иной формой поддержки. Что они и пытаются реализовать. Государство, понимая свою ответственность перед бизнесом, готово поддержать ключевых игроков авиарынка. Но для получения госгарантий компании должны продемонстрировать свою готовность не просто получить и проесть эти деньги, а разработать такую бизнес-модель, которая даст гарантию возврата получаемых денег с помощью госгарантий», — поясняет главный редактор портала Avia.Ru Роман Гусаров. Он добавляет, что «если государство выступает гарантом перед банками, то это говорит о том, что «ЮТэйр» продемонстрировала свою возможность быть рентабельной».

В середине 2014 года «ЮТэйр» объявила о запуске программы по снижению издержек, которая предусматривала, в частности, сокращение персонала и воздушного парка. В феврале текущего года гендиректор авиаперевозчика Андрей Мартиросов сообщал, что «ЮТэйр» может запросить у правительства госгарантии под кредит в размере до 38,4 млрд руб. В апреле текущего года сообщалось, что межведомственная комиссия при Минэкономразвития одобрила заявку «ЮТэйр» по предоставлению госгарантий на сумму 19,2 млрд руб. В июне сообщалось, что размер госгарантий, запрашиваемый авиакомпанией, может быть снижен.

Как следует из отчета «ЮТэйр» по РСБУ за девять месяцев текущего года, краткосрочные заемные средства авиаперевозчика на конец отчетного периода выросли до 73,18 млрд руб. против 49,45 млрд руб. на 31 декабря 2014 года, тогда как долгосрочные, наоборот, сократились до 11,363 млрд руб. против 27,342 млрд руб. на конец прошлого года. Пассажиропоток «ЮТэйр» за январь — октябрь текущего года упал на 36,7% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года и составил 4,78 млн человек.

Чистый убыток «ЮТэйр» за период составил 2,48 млрд руб. против прибыли в 9,2 млн руб. годом ранее. Выручка авиаперевозчика за отчетный период сократилась на 29,8%, до 38,59 млрд руб.

Как сообщалось ранее, год назад госгарантию в размере 9 млрд руб. под трехлетний кредит получила авиакомпания «Трансаэро». Впрочем, авиаперевозчику это не помогло. В конце октября текущего года Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) аннулировало сертификат эксплуатанта «в связи с ухудшением основных производственных показателей и финансово-экономического состояния деятельности, влияющих на безопасность полетов и права потребителей».

Роман Гусаров напоминает, что это была скорее экстренная помощь, так как «Трансаэро» была на грани остановки.

«Компанией было дано обещание, что программа по развитию бизнеса будет разработана и предоставлена гаранту. Вместо этого «Трансаэро» продолжила неоправданное раздувание маршрутной сети, парка воздушных судов и накопление новых долговых обязательств», — говорит Роман Гусаров.

Замгендиректора ИК «Регион» Анатолий Ходоровский отмечает, что госгарантии для «ЮТэйр», безусловно, поддержат перевозчика, «но так происходит только тогда, когда они становятся частью программы оздоровления бизнеса».

«ЮТэйр» прошла долгий процесс реструктуризации долга, сумела договориться с банками, нашла варианты докапитализации, в том числе и с участием Ханты-Мансийского региона. В случае с «Трансаэро» речь шла о пролонгации кредита. При этом разница между ними в том, что у «Трансаэро» это была пожарная мера, а у «ЮТэйр» — плановая», — поясняет Анатолий Ходоровский.

Исполнительный директор «АвиаПорта» Олег Пантелеев отмечает, что госгарантии позволяют получить доступ к заемному финансированию и обеспечить сниженный уровень ставок по кредитам. Фактически для авиакомпании сегодня это единственный вариант получить кредит на приемлемых условиях.

«Никто не знает, поможет ли это «ЮТэйр».

С одной стороны, компания получила от кредиторов одобрение планов по реструктурированию долга, а поддержка со стороны, например, Ханты-Мансийского региона, который будет участвовать в допэмиссии «ЮТэйр», позволяет надеяться на финансовое оздоровление компании. С другой стороны, общее положение дел в российской экономике ухудшается, и проблемы могут возникнуть у всех без исключения авиакомпаний, если национальная валюта будет проседать дальше или кто-то из игроков станет отчаянно демпинговать», — считает Олег Пантелеев, добавляя, что в этой ситуации судьба многих перевозчиков будет определяться кредиторами.