«Ведомости» переехали в Россию

Деловое издание полностью перешло под контроль бывшего гендиректора ИД «Коммерсантъ» Демьяна Кудрявцева

Елена Платонова, Карина Романова 20.11.2015, 19:08
Сергей Фадеичев/ТАСС

Единственным владельцем деловой газеты «Ведомости» стал бывший гендиректор ИД «Коммерсантъ» Демьян Кудрявцев. Сделку официально подтвердили компании Dow Jones и Pearson, которым принадлежало по 33,3% в издании. Причина продажи – вступающий в силу с 2016 года закон, запрещающий иностранцам владеть более 20% акций в российских средствах массовой информации.

Бывший генеральный директор издательского дома «Коммерсантъ» Демьян Кудрявцев станет единственным владельцем деловой газеты «Ведомости».

Информацию официально подтвердили пресс-службы Dow Jones и Pearson, которым принадлежало по 33,3% в кипрской компании Delovoi Standard, владеющей в свою очередь российским ЗАО «Бизнес Ньюс Медиа» – издателем «Ведомостей».

Финансовые показатели «Ведомостей»

По данным «Коммерсантъ-Картотеки», чистый убыток ЗАО «Бизнес Ньюс Медиа» за 2013 год составил 34,1 млн руб., за 2014 год — 203 млн руб. при выручке в 955 млн руб.

Также сделку подтвердила главный редактор «Ведомостей» Татьяна Лысова в своем аккаунте в фейсбуке и письменном ответе на запрос «Газеты.Ru».

«Решение продать доли в «Ведомостях» было принято из-за принятия в России закона, ограничивающего права иностранных компаний в российских СМИ», — говорится в совместном заявлении Pearson и Dow Jones. Как сообщила Лысова, зарубежные инвесторы имели возможность оставить у себя по 10% «Ведомостей», но не воспользовались этим правом «по корпоративным соображениям». Она также подчеркнула, что «смена владения никак не скажется на редакционной политике».

Она отметила также, что Кудрявцев предложил ей остаться на должности главреда издания, а также войти в совет директоров ЗАО «Бизнес Ньюс Медиа». «До этого у менеджеров «Ведомостей» никогда не было своего представителя в совете директоров компании-владельца», — уточнила Лысова.

Останется ли Лысова главным редактором одного из крупнейших деловых изданий России или нет, будет зависеть от того, «как будет складываться взаимодействие с новым акционером и его представителями», говорится в ее сообщении.

По словам Татьяны Лысовой, в результате сделки претерпит изменение внешний вид газеты: «шапка будет изменена, поскольку с момента закрытия сделки мы не сможем писать в логотипе «издаются совместно с The Wall Street Journal и Financial Times», однако логотипы наших партнеров в другом виде останутся на главной странице газеты по соглашению о синдикации, останется у «Ведомостей» и право использовать контент этих двух изданий».

Сумма сделки не разглашается, но, по оценке одного из источников «Газеты.Ru», она могла составить $7–8 млн.

Кудрявцев стал одним из владельцев «Ведомостей» в апреле текущего года, выкупив одну треть у финской медиагруппы Sanoma. Источники «Газеты.Ru» сообщали, что сумма сделки составила $6,4 млн.

В рамках апрельской сделки Демьян Кудрявцев также получил контроль над рядом активов ЗАО «Бизнес Ньюс Медиа», включая газету The Moscow Times, и издающимися «Юнайтед Пресс» журналами Men's Health, National Geographic.

Тогда же появилась информация о том, что Кудрявцев уже начал переговоры с другими зарубежными совладельцами издания о выкупе их долей. Вновь о том, что Кудрявцев намерен купить все доли «Ведомостей», заговорили неделю назад.

Продажа «Ведомостей» во многом обусловлена законодательными изменениями в России.

С 1 января 2016 года в России вступают в силу поправки к федеральному закону «О СМИ», запрещающие иностранцам владеть 20% и более акций учредителя любого российского СМИ.

Закон об ограничении участия иностранцев в российских СМИ, из-за которого Pearson и Dow Jones приняли решение о продаже «Ведомостей», был принят Госдумой в сентябре 2014 года и подписан президентом Владимиром Путиным в октябре того же года. По его старой версии допускалось зарубежное участие в теле- и радиокомпаниях в размере до 50%, печатных и интернет-изданий ограничения не касались.

Согласно принятым в прошлом году поправкам, гражданам других стран и россиянам с двойным гражданством запрещено выступать учредителями СМИ в России, а доля иностранных акционеров в уставном капитале российских СМИ не сможет превышать 20%.

Правила начнут действовать уже с 1 января 2016 года, однако владельцам СМИ дается время до 1 февраля 2017 года на приведение кадрового состава и документов в соответствие с законом.

До 15 февраля обновленные данные о владельцах СМИ должны быть переданы в Роскомнадзор, а санкциями за неисполнение закона может стать приостановка деятельности издания.

Ужесточение закона уже привело к ряду крупных сделок и продаж иностранцами своих долей в российских изданиях, попыткам соответствовать новым правилам.

Летом шведская медиакомпания Modern Times Group заявила о готовности продать долю в размере 37,9% в «СТС Медиа». «MTG решила переквалифицировать свою заинтересованность в «CTC Медиа» с «долевого участия» на «прекращение работы», — говорилось в пресс-релизе организации. В итоге акционеры холдинга рассматривают предложение о продаже 75% акций группе ЮТВ, подконтрольной Алишеру Усманову и Ивану Таврину.

В сентябре 2015 года издательский дом Axel Springer Russia, который издает журналы Forbes, OK!, GEO и Gala, продал 100% своих акций компании ARTCOM Media. В издательстве не скрывали, что причиной продажи активов стал новый российский закон.