Президент Украины Петр Порошенко во вторник заявил, что транзит российского газа через украинскую территорию будет продолжен и после 2019 года, когда истечет транзитный контракт. «Ибо альтернативы этому нет», — подчеркнул Порошенко.
Ранее, во вторник, об этом же говорил глава «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев. Он выразил уверенность, что проект газопровода «Турецкий поток» (труба мощностью 63 млрд кубометров, призванная исключить Украину из цепочки газовых поставок) не будет реализован в полном объеме, а недавние заявления России говорят о том, что ей «будет тяжело транспортировать газ без Украины».
Россия неоднократно заявляла, что с начала 2020 года, по истечении действующего транзитного контракта, поставки через Украину будут прекращены.
«Наша позиция ранее была неоднократно озвучена, и она не изменилась», — заявил «Газете.Ru» официальный спикер «Газпрома» Сергей Куприянов.
Основная проблема даже не в том, что Россия хочет любой ценой избавиться от Украины как от транзитера, а в том, что Киев пытается изменить условия транзитного контракта. В конце июня глава «Газпрома» Алексей Миллер говорил, что Украина хочет поднять ставку транзита с нынешних $2,7 за 1 тыс. кубометров на 100 км до $5.
По словам Миллера, президент РФ Владимир Путин дал поручение провести переговоры о продлении украинского транзита после 2019 года, но «Газпром» никогда не подпишет контракт на «неприемлемых, несправедливых и невыгодных условиях».
В 2014 году объемы поставок российского газа через Украину составили 58,8 млрд кубометров. Основной альтернативой украинскому транзиту считается «Турецкий поток», однако из 63 млрд кубов запланированных объемов 14 млрд должны будут пойти в Турцию. Впрочем, пока проект находится в несколько подвешенном состоянии — турки выдали только разрешение на инженерные изыскания и угрожают арбитражем, если Россия в ближайшее время не определится со скидкой на газ для Турции. Это было одним из условий соглашения по газопроводу, однако Москва оформлять скидку документально не торопится. Ранее сообщалось, что она может составить 10,25%.
В результате затянувшихся переговоров «Газпром», по данным СМИ, был вынужден заморозить инвестиции в так называемый «Южный коридор» — сеть инфраструктурных газопроводов, необходимых для «Турецкого потока».
Однако у «Газпрома» есть еще один проект — прокладка по дну Балтийского моря трубы мощностью 55 млрд кубометров, параллельной действующему «Северному потоку». Но и здесь возникают сложности. Например, пока неясно, как будет обстоять дело с наземной инфраструктурой. Проблема в том, что тот же «Северный поток» не используется на полную мощность, так как Еврокомиссия не дает «Газпрому» использовать на 100% мощности газопровода OPAL (сухопутное продолжение «Северного потока»), заявляя, что это нарушает антимонопольное законодательство Европы. По мнению ЕК, в трубе должен быть газ от нескольких поставщиков. Правда, за все время действия «Северного потока» (с 2011 года) других желающих поставлять газ через OPAL так и не появилось.
«Нельзя спорить с тем, что транзит через Украину будет и после 2019 года, — говорит украинский эксперт в сфере энергетики Валентин Землянский. — Вопрос, в каком объеме». По мнению Землянского, оптимистический сценарий — 30 млрд кубометров в год.
При этом, по словам эксперта, украинская газотранспортная система, хоть и находится в рабочем состоянии, требует инвестиций для плановых ремонтов. «Не уверен, что у «Укртрансгаза» сейчас хватает на них средств», — отмечает Землянский.
Уверенность же в том, что транзитный контракт будет продлен, основывается на том, что у «Газпрома» есть обязательства перед европейскими контрагентами по прокачке именно через украинскую территорию.
По данным «Газеты.Ru», некоторые контракты по поставкам через Украину истекают значительно позднее 2020 года, вплоть до 2037 года. На вопрос по поводу этой проблемы спикер «Газпрома» Сергей Куприянов заявил «Газете.Ru», что она «будет решаться». Правда, каким именно образом, не уточнил.
Источник на российском газовом рынке пояснил «Газете.Ru», что действующие контракты с европейскими потребителями могут быть пересмотрены — но в этом случае покупатель, вероятнее всего, будет настаивать на предоставлении преференций по цене и по обязательным объемам отбора (take-or-pay).