Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Катастрофические выплаты

Germanwings и Lufthansa грозят многомиллионные компенсации

Карина Романова 29.03.2015, 12:20
Albert Gea/Reuters

Крушение самолета Germanwings, дочернего лоукостера немецкой Lufthansa, может стоить им и их страховой компании до €300 млн в качестве компенсаций родственникам, говорят авиаэксперты. Размеры выплат отдельным семьям могут сильно отличаться в зависимости от того, в какой стране проживали погибшие.

Крушение Airbus A320 24 марта в Альпах грозит страховым компаниям и немецкому лоукостеру Germanwings выплатой компенсаций на сотни миллионов евро, пишет The Financial Times со ссылкой на авиационных юристов. Как полагают страховые и авиационные эксперты, ни Lufthansa, материнская компания лоукостера, ни немецкий страховщик Allianz, на который приходится основной объем страховой ответственности, не будут оспаривать иски семей погибших.

В итоге Allianz может выплатить ни много ни мало €300 млн, оценивает претензии пострадавших руководитель авиационного департамента юридической фирмы Steward Law Джеймс Хили-Пратт.

«По международному авиационному праву, Germanwings надлежит выплатить компенсацию семьям пассажиров за понесенный ими ущерб, — цитирует эксперта FT. — По этим законам существует презумпция вины авиакомпании».

Согласно международному праву, родственники жертв автоматически получают право на компенсацию в размере более $150 тыс. вне зависимости от причин аварии, однако это не предел ответственности. Семьи вполне могут потребовать больших сумм, учитывая обстоятельства трагедии.

Размер компенсации может возрасти в случае, если виновным будет признан авиаперевозчик. При этом с презумпцией вины истцам нет необходимости что-либо доказывать: задача авиакомпании — доказать отсутствие халатности и какой-либо причастности к инциденту как со своей стороны, так и со стороны своих сотрудников.

Обоснование своей невиновности авиаперевозчиком может оказаться трудной задачей, учитывая, что, по последним данным, подозреваемый в намеренном крушении Airbus A320 второй пилот, 27-летний Андреас Лубиц мог скрыть от своего работодателя медицинскую информацию. Он наблюдался у нескольких неврологов и психиатров, сообщает агентство Bloomberg. Во время обыска была найдена разорванная медицинская справка, которую он не представил работодателю. В день полета, судя по медицинским бумагам, Лубиц не был трудоспособен по состоянию здоровья.

«Lufthansa ради сохранения имиджа бренда вряд ли пойдет на оспаривание исков потерпевших. Ни один лоукостерный перевозчик не захочет быть заклейменным как небезопасная и маловыплачивающая компания», — подытоживает Хили-Пратт.

С мнением эксперта соглашаются и представители страховой сферы. «В делах такого рода эмоции играют очень большую роль. Компании не захочется очернять свое имя или имена своих клиентов», — цитирует участника рынка FT.

Впрочем, кто и в каком размере будет выплачивать компенсации родственникам погибших – еще предстоит выяснить.

По последним данным, пассажирами рейса оказались граждане Германии, Испании, Казахстана, США, Австралии, Великобритании, Японии, Израиля, Турции и других стран. Итоговый размер компенсаций для каждой семьи зависит от того, где будут рассматриваться иски, говорят эксперты. В этом деле — когда немецкий самолет совершал полет из Барселоны в Дюссельдорф — будет много нюансов, передает слова нидерландского юриста Сандера де Ланга Assosiated Press.

«Разбирательства могут происходить во Франции, где разбился Airbus, в Германии, поскольку самолет направлялся в эту страну. Но некоторые могли приобрести билеты и в Испании, тогда действовать будут законы Испании», — говорит эксперт.

В некоторых странах нет понятия компенсаций за моральный ущерб, отмечает юрист. В целом же по Европе размер выплат обычно намного меньше, чем в США, где иногда в случае авиакатастроф суды присяжных присуждают истцам миллионы долларов за пассажира. Согласно Монреальской конвенции, в которой прописаны правила международных воздушных перевозок, для определения юрисдикции используется постоянное место жительства пострадавшего или погибшего пассажира. Поэтому семьи трех граждан США, летевших злополучным рейсом, могут подать в суд на авиакомпанию, и иск будет рассматриваться в американском суде.

В немецком праве также есть пункты, которые могут значительно повысить сумму выплат. «Обычно в судах Германии компенсации за моральный ущерб не превышают €10 тыс., — цитирует агентство немецкого авиационного юриста Марко Аббате. —

Тем не менее Lufthansa может столкнуться с требованиями гораздо больших сумм. Если в катастрофе погиб кормилец семьи, его семья может потребовать выплату средств за годы утраченного дохода».

Как заявила страховая компания Allianz, именно она выступает ведущим страховщиком перевозчика Lufthansa по авиационному каско и гражданской ответственности. Такой вид страховки состоит из двух частей: из одной покрывается ущерб, полученный судном, из другой выплачиваются компенсации родственникам пассажиров. По словам представителей компании, если бы крушение самолета было вызвано «злоумышленными действиями», то выплаты по каско взял бы на себя другой страховщик, занимающийся «военными рисками».

Lufthansa будет исполнять свои финансовые обязательства, заявил на днях генеральный директор авиаперевозчика Карстен Шпор. «Наша первоочередная задача — помочь родственникам пострадавших», — добавил он. Компания уже предложила по €50 тыс. каждой семье погибшего в качестве немедленной помощи. Эту сумму не будут учитывать при последующих выплатах. Кроме того, авиакомпания организовала рейсы к месту трагедии для родственников и близких погибших.