Что изменилось
в Сирии за год

Инфографика
Виктория Волошина
о новых идеях сэкономить
на стариках

«Южный поток» больше не нужен

Россия может отказаться от проекта газопровода «Южный поток»

Алексей Топалов 26.11.2014, 17:19
gazprom.com

Если Европа и дальше продолжит тормозить проект «Южный поток», Россия может вообще от него отказаться. Газопровод нужен в первую очередь самой Европе, чтобы снизить риски транзита через Украину, уверен глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. Эксперты с ним согласны: сейчас для России приоритетом является Восточное направление (Китай), и в условиях кризиса от «Южного потока» действительно имеет смысл отказаться как от избыточной инфраструктуры.

Россия будет строить газопровод «Южный поток» лишь в том случае, если в Европе будет спрос на снижение рисков транзита через Украину. Об этом заявил в среду глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев.

«Если этого спроса нет, то мы не будем его строить, — сказал Улюкаев. — Но в таком случае риск нарушения гарантий поставок должен принять на себя тот, кто отказывается от этих возможностей».

«Южный поток» — проект газопровода, инициированный «Газпромом». Труба мощностью 63 млрд кубометров в год должна быть проложена по дну Черного моря от Анапы до болгарской Варны, а затем по суше до австрийского Баумгартена, где находится газовый хаб. Ее строительство позволит снизить транзитные риски при поставках российского газа в Европу, которые возникают при транспортировке газа через территорию Украины. «Газпрому» в проекте принадлежит 50%, долей в 20% владеет итальянская Eni, по 15% принадлежит французской Electricite de France (EDF) и германской Wintershall. Стоимость проекта неоднократно увеличивалась: по последним оценкам «Газпрома» (они были озвучены в октябре), затраты составят €23,5 млрд.

Прокладка «Южного потока» с самого начала имела целью снизить риски транзита российского газа через украинскую территорию. Очередной российско-украинский газовый конфликт 2014 года, который был разрешен совсем недавно (да и то решение оказалось временным) наглядно показал ненадежность Украины как транзитера. Фактически украинские власти даже приняли закон, позволяющий в любой момент перекрыть транзит газа.

Зависимость газового баланса страны-потребителя от транзита газа через Украину по данным ФНЭБ

Красная группа — зависимость 100%), оранжевая (от 75 до 99%), желтая (более 50%), синяя (от 25 до 50%), зеленая (менее 25%) Германия и Франция от транзита через Украину практически не зависят, так как получают российский газ по газопроводу «Северный поток».
Красная группа — зависимость 100%), оранжевая (от 75 до 99%), желтая (более 50%), синяя (от 25 до 50%), зеленая (менее 25%) Германия и Франция от транзита через Украину практически не зависят, так как получают российский газ по газопроводу «Северный поток».

В Минэнерго ситуацию пока не комментируют. В «Газпроме» отказались комментировать заявление Улюкаева, но отметили, что проект в активной стадии, ведутся подготовительные работы для прокладки как наземной, так и морской части. Сумму уже понесенных затрат по проекту «Газпром» также не раскрывает.

Между тем до сих пор не решен вопрос с Еврокомиссией, которая пока не дала разрешение на реализацию проекта. В Брюсселе считают, что «Южный поток» не соответствует европейскому антимонопольному законодательству, в частности положениям Третьего энергетического пакета, запрещающего одной и той же компании поставлять газ и заниматься его транспортировкой. Кроме того, европейские чиновники настаивают на том, что в трубу «Южного потока» должны быть допущены сторонние поставщики газа.

«Если Россия действительно откажется от «Южного потока», это будет скорее политическое решение, лежащее вне рамок экономической логики и целесообразности, — говорит вице-президент Argus Вячеслав Мищенко. — Однако и решения Европы по поводу санкций в отношении России лежат вне этой логики».

Учитывая, что диалог по «Южному потоку» фактически сворачивается и европейские чиновники постоянно выдвигают все новые требования (например, «Стройтрансгазу» Геннадия Тимченко, выигравшему подряд на прокладку трубы в Болгарии, после претензий Еврокомиссии пришлось выйти из проекта, чтобы не поставить его под угрозу), Россия, по словам Мищенко, может перенаправить ресурсы, которые предполагалось задействовать на реализацию «Южного потока», на более актуальные и перспективные проекты.

«В нынешней кризисной экономической ситуации возникает вопрос расстановки приоритетов, — комментирует глава Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов. — И сейчас приоритетом является строительство газопроводов не в Европу, а в Азию».

Глава ФНЭБ напомнил, что уже заключен контракт с Китаем на ежегодную поставку 38 млрд кубов газа в течение 30 лет (как ранее сообщал глава «Газпрома» Алексей Миллер, общая стоимость контракта составляет $400 млрд). Под эти поставки строится газопровод «Сила Сибири», стоимость которого составит 770 млрд руб. (€13,78 млрд по курсу на среду). Кроме того, Россия и Китай планируют подписать еще один договор, на поставку еще 30 млрд кубов также в течение 30 лет. Для этого должен быть построен газопровод «Алтай» (его стоимость ранее оценивалась в 500 млрд руб., или порядка €8,95 млрд).

«Улюкаев представляет финансово-макроэкономический блок, и его логика отличается от логики «Газпрома», — указывает Симонов. — Она заключается в том, чтобы минимизировать затраты на инфраструктуру».

Глава Минэкономразвития, кстати, в своем заявлении подчеркнул, что строительство труб в Китай не имеет никакого отношения к исполнению Россией обязательств перед европейскими потребителями газа. По его словам, «газа у России хватит и для Востока и для Запада». Но, как отмечает Симонов, в данном случае речь идет не столько о собственно газе, которого действительно хватит для обоих направлений, сколько об избыточной инфраструктуре.

Для поставок в Европу у РФ остается «Северный поток», «Голубой поток» и труба «Ямал — Европа». Кроме того, продолжает идти газ и через Украину, которая является основным экспортным каналом (более половины экспорта российского газа в ЕС идет именно через украинскую территорию).

«Стоит ли продолжать стучаться в закрытую дверь и уговаривать Европу разрешить проект, который нужен в первую очередь самой Европе? — говорит Симонов. — Но при этом остается вопрос надежности украинского транзита, так как брать на себя ответственность за его надежность Евросоюз не хочет».