Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Разбойники на бирже

IPO Alibaba вызывает ажиотажный спрос на бирже

Владимир Тодоров 16.09.2014, 13:56
Джек Ма REUTERS/Edgar Su
Джек Ма

Готовящийся к IPO интернет-ритейлер Alibaba Group повысил ценовой диапазон до $66–68 за акцию. В случае успешных торгов, объем размещения может составить $21,8 млрд. При этом уже сейчас книга предварительных заявок компании переподписана в три раза. Основатель Alibaba Джек Ма грозит США и Европе агрессивной экспансией, однако эксперты уверены, что в нем силен страх неудачного исхода размещения.

Крупнейший китайский интернет-ритейлер Alibaba Group в рамках подготовки к IPO на Нью-Йоркской фондовой бирже повысил ценовой диапазон на свои акции до $66–68 за бумагу. Об этом сообщается в обновленном проспекте компании, опубликованном на сайте Комиссии по ценным бумагам и биржам США.

Первоначальный диапазон в $60–66 был установлен в начале road-show компании на прошлой неделе, однако крайне высокий спрос на акции Alibaba со стороны инвесторов позволил банкам — организаторам размещения закрыть книгу заказов раньше намеченного срока.

Так, издание Hong Kong Economic Journal 10 сентября сообщило, что книга предварительных заявок на IPO Alibaba уже переподписана в три раза. В тот же день анонимный источник рассказал Reuters, что за два дня компания получила от инвесторов достаточный объем предложений для закрытия заявочной книги.

При этом представитель компании отметил, что Alibaba пока не собирается увеличивать объем размещения.

При повышении стоимости акций объем размещения может составить $21,8 млрд. Это позволит компании вплотную приблизиться к мировому рекорду, установленному Agricultural Bank of China, который в ходе IPO в 2010 году собрал $22,1 млрд.

Накануне Bloomberg со ссылкой на анонимные источники сообщило, что из-за высокого спроса на акции Alibaba планирует еще раз повысить их стоимость — до уровня выше $70 за бумагу. Но позже само агентство со ссылкой на участников закрытого приема в отеле Ritz-Carlton 15 сентября опровергло данные слухи. По словам собеседников Bloomberg, во время приема основатель Alibaba Джек Ма лично заверил инвесторов, что больше не будет настаивать на повышении стоимости акций компании.

«В первые два дня road-show Alibaba спрос на акции компании оказался настолько высок, что повышение ценового диапазона выглядит даже необходимым», – считает аналитик из гонконгской консалтинговой компании Arete Research Service Ли Мужи. Однако Ли отмечает, что Alibaba не хочет слишком агрессивно задирать цены, чтобы после начала торгов ее акции выросли, а не упали.

По мнению колумниста Market Watch Крейга Стивена, основатель компании Джек Ма боится повторить неудачный биржевой опыт одного из подразделений компании — Alibaba.com. «Он крайне осторожно подходит к нынешнему IPO и не хочет спугнуть потенциальных инвесторов», — полагает эксперт.

Напомним, в 2007 году подразделение провело IPO на бирже Гонконга, однако вскоре после размещения акции компании существенно подешевели и за последующие пять лет так и не смогли превысить первоначальную ценовую планку.

В итоге компания в 2012 году потратила $2,45 млрд на обратный выкуп акций.

Торги акциями Alibaba на площадке NYSE стартуют 19 сентября. Компания планирует разместить 320,1 млн американских депозитарных акций, что составляет 13% от общего числа ценных бумаг компании. При этом до 6% предлагаемых к продаже бумаг зарезервировано за некоторыми сотрудниками компании, а также ее деловыми партнерами. Предполагается, что они могут приобрести акции Alibaba по начальной цене публичного предложения. После проведения IPO доля крупнейшего акционера Alibaba Group — японской телекоммуникационной компании SoftBank — сократится с 34,1 до 32,4%, доля Yahoo! — с 22,4 до 16,3%, основателя Alibaba Джека Ма — с 8,8 до 7,8%.

Открывая road-show компании, Джек Ма сообщил, что планирует превратить Alibaba Group в глобальную компанию. По его словам, в ближайшие несколько лет компания осуществит агрессивную экспансию на рынки США и Европы, а также уделит пристальное внимание развивающимся странам.

Тем не менее глава Alibaba признал, что компания упускает большие возможности из-за отказа от размещения на гонконгской бирже. Напомним, первоначально интернет-ритейлер хотел разместиться именно на этой площадке, но вынужден был выбрать Нью-Йорк, поскольку структура управления компании не соответствует требованиям гонконгской биржи.

Компания Alibaba была основана в 1999 году бывшим преподавателем английского языка Джеком Ма как сайт B2B-продаж. На прибыльность бизнес вышел в 2002 году, после чего Alibaba открыла розничную онлайн-площадку Taobao, работавшую уже по модели C2C, которой также придерживается eBay. В 2010 году Alibaba выделила платформу Tmall, которая позволила китайским и международным поставщикам продавать брендовые товары потребителям в Китае, Гонконге и на Тайване. В результате компания выросла в крупнейшего в мире игрока в секторе e-commerce.

Торговые площадки Alibaba Group насчитывают 231 млн активных покупателей, что составляет почти одну пятую населения Китая и около 40% местных пользователей. В 2013 году совокупный объем транзакций, совершенных через торговые площадки Alibaba, составил около $250 млрд – больше, чем у Amazon и eBay, вместе взятых.

Alibaba также управляет площадкой для групповых закупок Juhuasuan, сайтом 1688.com и ресурсом AliExpress, ориентированным на зарубежных покупателей. Компания также предоставляет IT-услуги, технологическую инфраструктуру и маркетинговые исследования и управляет платежной системой Alipay, аналогичной PayPal.