Монополии ждет черный понедельник

9 сентября Дмитрию Медведеву представят оценку влияния на экономику заморозки тарифов монополий в 2014 году

Яна Милюкова 06.09.2013, 19:11
iStockPhoto

Естественные монополии, которых коснется заморозка тарифов в 2014 году, могут сократить свои инвестпрограммы, что негативно скажется на росте экономики и рынке труда. Проработать вариант прогноза социально-экономического развития на 2014–2016 годы с учетом заморозки тарифов на уровне 2013 года поручил 6 сентября премьер Дмитрий Медведев. Отчет о влиянии этой меры премьер должен получить в понедельник, 9 сентября.

Заморозка тарифов для естественных монополий на уровне 2013 года, проработать возможность которой поручил премьер Дмитрий Медведев, может привести к сокращению инвестпрограмм, поставит под вопрос реализацию инфраструктурных проектов и скажется на рынке труда, предупреждают представители компаний, которых может коснуться эта заморозка.

Премьер Дмитрий Медведев 6 сентября дал поручение Минфину, Минэкономразвития, Минтрансу, Минэнерго и Федеральной службе по тарифам проработать до 9 сентября вариант прогноза социально-экономического развития на 2014 год и на плановый период 2015–2016 годов, который предусматривает сохранение в 2014 году тарифов естественных монополий на уровне 2013 года.

В поручении сказано, что ведомства должны проработать этот вопрос с «Газпромом», РЖД и «Российскими сетями». И в итоге представить материалы, содержащие оценку влияния возможного решения на темпы роста экономики, на деятельность компаний, взаимодействующих с естественными монополиями, на реализацию инвестпрограмм монополий, оценить объемы поступления в бюджет и то, как решение может сказаться на уровне занятости в компаниях, являющихся естественными монополиями.

С 2014 года тарифы монополий не должны превышать уровень инфляции за предыдущий год, заявил в июне этого года президент России Владимир Путин.

В этом году Минэкономразвития прогнозирует инфляцию на уровне 5–6%. В конце августа заместитель главы МЭР Андрей Клепач говорил, что, по прогнозу его ведомства, среднегодовой рост тарифов на газ и электроэнергию для промышленности в следующем году составит 6%, в 2015 и 2016 годах — 5%. Для населения рост составит 10% в 2014 году и 9% и 8% в 2014 и 2015 годах соответственно.

Источник, близкий к компании «Российские сети», сообщил «Газете.Ru», что заморозка тарифов может заставить компанию пересмотреть в сторону уменьшения инвестпрограммы, в первую очередь в регионах, а также может отразиться на реализации инфраструктурных проектов и строительстве новых производственных объектов. Планы по финансированию инвестиционной программы компании с 2012 по 2017 год запланированы на уровне 966 млрд руб.

Индексация уровня тарифов, не превышающая в среднем 6% в год, позволяет обеспечить «финансовую сбалансированность операционной и инвестиционной деятельности» РЖД, а также учитывает необходимость развития инфраструктуры на участках с ограниченными пропускными способностями», говорит «Газете.Ru» источник в компании.

Инвестпрограмма РЖД, одобренная правительством в конце 2012 года, предполагает, что в 2014 году она составит 360 млрд руб., а в 2015 году — 346 млрд руб. Вице-премьер Аркадий Дворкович в июне этого года не исключал, что в среднесрочной перспективе она может увеличиться в полтора раза за счет реализации новых инфраструктурных проектов — строительства высокоскоростных магистралей, БАМа и Транссиба.

«Ежегодная корректировка тарифа в соответствии с экономической ситуацией позволяет выполнять госзадачи по развитию инфраструктуры железных дорог, обеспечивает финансовую стабильность деятельности, позволяет привлекать заемные средства для финансирования инвестиционной программы», — говорит собеседник.

Методика установки тарифов, которая была утверждена в ФСТ в августе этого года, позволяет устанавливать тарифы на экономически обоснованном уровне, говорит источник в РЖД.

Отход от этого принципа «потребует уточнения параметров инвестиционной деятельности, программы заимствований и финансового плана ОАО «РЖД» на 2014 год», говорит источник.

А инвестпрограммы естественных монополий являются драйверами экономики России, поскольку формируют внутренний спрос и обеспечивают рабочие места.

В «Газпроме» не ответили на запрос «Газеты.Ru».

Тарифы естественных монополий влияют на стоимость потребительской корзины, по изменению которой рассчитывается уровень инфляции, напоминает Михаил Королюк, начальник отдела управления инвестициями и аналитической поддержки ИФК «Солид».

Каким образом предполагаемая мера может сказаться на инфляции, источник, близкий к «Россетям», затруднился ответить.

Источник в РЖД говорит, что влияние железнодорожных тарифов на инфляцию составляет 0,02% ежегодно при индексации выше уровня инфляции на 3%.

Обычно увеличение тарифов естественных монополий на 10% давало прирост инфляции в размере 1% плюс доли процента за счет косвенных издержек. Соответственно, сдерживание тарифов приведет к тому, что инфляция будет оставаться в рамках этого года, то есть на уровне 7%, считает Сергей Ковжаров, управляющий активами финансовой компании AForex.

«Напрямую эти тарифы составляют примерно четверть стоимости. Вероятно, не будет ошибкой предположить, что в оставшихся трех четвертях они формируют еще примерно четверть стоимости. Итого мы выходим примерно на долю 40%», — предполагает Королюк.

То, что естественные монополии сократят свои инвестиционные программы, действительно окажет негативное влияние на экономику: программы составляют значимую долю в ВВП. Правда, этот негативный эффект в течение ближайших двух лет заметен не будет, указывает Королюк.

«С другой стороны, вырастет потребительский спрос, снижение инфляции приведет к снижению ставок и оживлению кредитования. Улучшение макроэкономической ситуации в результате снижения инфляции может носить выраженный характер. Иначе говоря, можно говорить о макроэкономическом маневре, который на первый взгляд носит разумный характер, но, безусловно, по нему необходимо сделать дополнительные уточняющие расчеты», — говорит Королюк.

Монополии часто критикуют за слишком высокие издержки, напоминает Ковжаров.

«Сейчас вопрос в том, что эти госкомпании попросят взамен (заморозки тарифов). Как вариант, это могут быть налоговые льготы, то есть бюджет не получит запланированные средства в условиях падения экономического роста. В любом случае заявление премьера — это тревожный сигнал о том, что замедление экономического роста начинает сказываться даже на таких священных коровах, как госкомпании», — говорит Ковжаров.

Глава Минфина Антон Силуанов, который 5 сентября предложил провести бюджетный маневр в виде равномерного сокращения расходов госбюджета на 5% (исключение составят социальные расходы), уже заявил, что его ведомство выступает за заморозку тарифов в 2014 году.

«Инвестпрограммы могут в номинальном выражении пострадать, но мы говорим о том, что государство поджимается, бюджетники поджимаются, мы пересматриваем свои бюджетные расходы, и компании тоже должны этим заниматься», — цитирует министра РИА «Новости».

При этом он считает, что в реальном выражении они не сократятся за счет возможности оптимизации издержек в компаниях, которые «должны вести переговоры с контрагентами, поставщиками сырья, материалов для своей продукции».

Решение о замораживании тарифов отрицательно скажется на финансово-экономической деятельности железнодорожного транспорта, особенно на реализации инвестпроектов, заявили «Газете.Ru» в пресс-службе Министерства транспорта.

В Федеральной службе по тарифам «Газете.Ru» сообщили, что все тарифные решения служба принимает на основе прогноза социально-экономического развития. Решение, какой прогноз будет взят за основу на следующий год, еще не принято. «Работа над поручением премьера сейчас идет», — заявили в ФСТ.

В Минэнерго заявили, что не комментируют этот вопрос, пока ведется работа над поручением.

На момент подготовки материала получить оперативный комментарий у Минэкономразвития не удалось.