Пенсионный советник

Корабли вместо вагонов

Еще одна попытка «перезапуска» Объединенной судостроительной корпорации

Рустем Фаляхов (Сочи) 21.05.2013, 22:23
Владимир Шмаков возглавил Объединенную судостроительную корпорацию Елена Нагорных/ИТАР-ТАСС
Владимир Шмаков возглавил Объединенную судостроительную корпорацию

Власти предприняли еще одну попытку вдохнуть жизнь в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК). Назначен новый (третий за два последних года) руководитель — Владимир Шмаков. Заново будет переписана и стратегия развития ОСК: на основе «неписаного правила» приоритет при размещении заказов на строительство судов будет отдаваться отечественным производителям. Портфель заказов ОСК составляет сегодня $5 млрд.

Совещание, посвященное перспективам развития ОСК, президент Владимир Путин начал с кадрового решения. Он объявил о назначении новым руководителем корпорации Владимира Шмакова. До этого назначения Шмаков занимал пост замгендиректора Уралвагонзавода, в последние дни он был и. о. главы ОСК.

С ноября 2009-го по июль 2012 года ОСК возглавлял Роман Троценко — он ушел из-за конфликта с тогдашним министром обороны Анатолием Сердюковым. Предыдущий глава ОСК Алексей Дьячков возглавлял корпорацию всего 10 месяцев. 6 мая стало известно, что Дьячков больше не глава.

Шмаков был представлен президентом как человек с «большим опытом руководящей работы в оборонно-промышленном комплексе и в металлургии». А судостроение как раз находится на стыке ОПК и тяжелой индустрии, добавил Путин и перешел к описанию проблем, стоящих перед отраслью.

«Здесь не все гладко. Сохраняются проблемы со сроками и качеством выполнения заказов, включая оборонные. Затягивается передача ВМФ целого ряда атомных подлодок и надводных кораблей», — напомнил Путин.

По словам Путина, в ОСК были сконцентрированы значительные финансовые ресурсы, и, конечно, ВМФ вправе рассчитывать, что на вооружение будет поступать новая современная техника. Она должна поступать заказчикам «в срок и по обоснованным конкурентным ценам». «Прошу ОСК мобилизоваться и обеспечить ритмичную работу по созданию кораблей военного назначения. Без ущерба качеству», — потребовал Путин.

Большей эффективности Путин ждет от ОСК и в сфере гражданского судостроения: в производстве ледоколов, высокотехнологичных судов, а также буровых и добывающих платформ — для работы на российском континентальном шельфе, в Арктике и других районах Мирового океана. А для этого нужно знать, что хочет заказчик. Поэтому Путин предложил Шмакову «наладить ОСК более тесное взаимодействие с «Газпромом», «Роснефтью» и другими национальными компаниями». Но и «Роснефть» тоже должна стремиться к тому, чтобы размещать заказы на морскую технику на отечественных верфях.

Работать обновленная ОСК должна по неписаному правилу, считает Путин. «Наши верфи способны создавать конкурентную, востребованную продукцию. И считаю недопустимым, когда заказы на морскую технику, суда гражданского флота, которые могут быть произведены в России, размещаются на зарубежных верфях. Приоритет должен отдаваться отечественным производителям. Это неписаное правило, которым прошу всех руководствоваться,» — потребовал Путин. «Но сегодня портфель заказов ОСК ежегодно — $5 млрд, а 80% от потребностей компании заказывается за рубежом; сколько это будет продолжаться?» - задал вопрос глава государства.

Не позднее 1 сентября этого года ОСК напишет новую стратегию своей деятельности с учетом госпрограммы «Развитие судостроительной промышленности». Отчет об этом Путин ждет к 15 октября.

Новоиспеченный глава ОСК Владимир Шмаков заверил Путина, что все поставленные перед отраслью задачи «реалистичны и выполнимы». Он пообещал провести совершенствование корпоративной структуры.

Именно эта тема ранее звучала в претензиях куратора отрасли вице-премьера Дмитрия Рогозина к предыдущему руководителю ОСК Дьячкову.

Рогозин возмутился «мутными схемами совладения», через которые ОСК контролирует дочерние компании. Корпорация должна владеть более 50% акций своих предприятий напрямую, чтобы полностью контролировать вопрос назначения совета директоров. Эти претензии прозвучали в апреле, а в мае Дьячков был уволен.

Кроме того, Шмаков пообещал президенту «повысить исполнительскую дисциплину корпорации». Это еще один отсыл к конфликту между Рогозиным и прежним руководством ОСК. В апреле вице-премьер возмущался срывом сроков строительства верфей на Дальнем Востоке.
Наконец Шмаков взял на себя обязательство уменьшить издержки, добиться снижения себестоимости продукции ОСК и лично наладить контакты с «Газпромом» и «Роснефтью».

Как пояснил Шмаков «Газете.Ru», для ликвидации «мутных схем совладения» будет проведен аудит.

Оценка активов ОСК потребуется и для того, чтобы «понять причину эскалации цен на продукцию корпорации». Об этом после совещания у президента сообщил министр промышленности и торговли Денис Манутров.

Отвечая на вопрос «Газеты. Ru» о том, как повлияет назначение нового главы ОСК на сроки выхода госкомпании на IPO, Мантуров дал откровенный ответ:

«За 6 лет в компании сменилось пятеро руководителей и ни один не довел запланированное до конца. Сначала нужно стабилизировать работу компании, понять, какие верфи будут строиться, какие средства для этого необходимо привлечь, поднять капитализацию ОСК, а потом уже думать об IPO», — пояснил Мантуров. По его мнению, приватизация ОСК возможна в срок «после 2017 года». В 2010 году предполагалось, что корпорация может выйти на IPO в 2014–2015 годах.

В соответствии с планом приватизации, правительство планирует сокращение госдоли в ОСК до 50% плюс одна акция до 2016 года. В самой компании (в то время когда ее возглавлял Роман Троценко) утверждали, что за 20% акций ОСК можно было выручить в $600 млн, если IPO состоялось бы в 2013–2014 годах.

Министр уточнил, что доля ОСК в судостроении сейчас составляет примерно 60%, или около 150 млрд руб. Он признал, что ОСК задерживает сроки исполнения заказов на строительство гражданских и военных судов, подлодок от полугода до двух лет. Задержки касаются примерно трети от всей продукции, производимой ОСК. Впрочем, предъявлять претензии только к ОСК было бы неверно. Не все зависит от исполнительской дисциплины, проблема еще и в том, что не было необходимого финансирования некоторых заказов, считает министр.

По его словам, не выполненные в срок заказы будут выполняться ОСК, а субподрядные работы будут отдаваться зарубежным заказчикам.

Кого бы ни назначили главой ОСК, реанимировать госкорпорацию будет сложно, считает Алексей Безбородов, глава аналитического агентства InfraNews. «Ни США, ни Германия, ни многие другие ведущие державы мира не являются лидерами в гражданском судостроении. Не стоит к этому стремиться и России. Власти должны развивать то, что приносит деньги. Не строить гражданские суда, а думать, что приносит доход бюджету. А ОСК не приносит доход», — говорит эксперт.

По данным Минпромторга, в 2012 году ОСК вместо ожидавшейся прибыли в 2 млрд руб. получила убыток в 6 млрд руб.