Vegas в аэропортах

Модель развития Московского авиаузла по заказу правительства разработает Vegas Lex за 59 млн рублей

Алина Черноиванова 27.12.2012, 16:27
Vegas Lex разработает модель развития московского авиаузла iStockPhoto
Vegas Lex разработает модель развития московского авиаузла

Юридическая фирма Vegas Lex выбрана консультантом правительства по развитию Московского авиаузла. За 59 млн рублей эксперты проработают схемы консолидации Внуково, Домодедово и Шереметьево. Работа должна быть завершена до 1 июля 2013 года. Во втором квартале 2013 года правительство представит доклад президенту.

Разработчиком модели развития Московского авиаузла по заказу правительственной рабочей группы по главе с первым вице-премьером Игорем Шуваловым выбрана юридическая фирма Vegas Lex. Протокол тендера утром 27 декабря подписал Шувалов.

Vegas Lex выполнит работу, как указывала фирма в заявке, за 59 млн рублей. Договор на разработку модели развития МАУ будет заключен до конца 2012 года. Соисполнителем работ Vegas Lex назвала Lufthansa Consulting.

Консультантом по развитию МАУ выбран консорциум компаний во главе с Vegax Lex, уточнили в секретариате Шувалова, добавив, что консорциум состоит из нескольких профильных компаний: юристы – Vegax Lex, авиационный консалтинг – Lufthansa Consulting, финансы - «Первая инфраструктурная компания InfraONE» и аэронавигация – ФГУП «ГосНИИ Гражданской авиации».

Президент Владимир Путин в июле 2012 года поддержал предложение советника Игоря Левитина о создании инфраструктурной госкомпании, которая консолидирует федеральное имущество МАУ – аэропортовое и аэродромное. Для реализации указания Путина правительство создало рабочую группу во главе с Шуваловым. В группу вошли представители ведомств, московских аэропортов и авиакомпаний.

Координатором проекта стала автономная некоммерческая организация «Дирекция Московского транспортного узла», созданная в 2011 году по распоряжениям правительств России, Москвы и постановлению правительства Московской области. Председателем наблюдательного совета является замминистра транспорта Олег Белозеров.

Предполагалось, что уже к середине ноября 2012 года консультант предложит рабочей группе оптимальный способ консолидации аэропортовой инфраструктуры в единой компании. Но работа не была выполнена в поставленный президентом срок. Проблемным оказалось согласование технического задания для консультанта.

Техзадание вызвало споры между участниками группы. В частности, Шувалов в конце сентября высказался против консолидации федерального имущества, которая изначально была основной целью работы. «Если вы спросите мое личное мнение, то я в этом перспективы никакой не вижу», — сказал первый вице-премьер, но добавил, что решения должен предложить независимый консультант.

В итоговом варианте технического задания создание инфраструктурной компании оказалось выведено из основных целей работы.

В Шереметьево и Внуково не прокомментировали участие в разработке ТЗ. Представитель Домодедово сообщил, что замечания и пожелания со стороны Домодедово в ТЗ были частично учтены.

Неучтенными оказались предложения по категориям оценки, критериям выбора оптимального разработчика модели развития МАУ и «ряд других предложений». Впоследствии директор Домодедово Игорь Борисов обратил внимание на поспешность в организации конкурса, предложив отложить выбор консультанта. Комиссия учла эту позицию в качестве «особого мнения», но откладывать конкурс не стала, так как поставлена в жесткие временные рамки, пояснили участники комиссии.

Представитель Шувалова подтвердил, что первый вице-премьер дал указание «поставить точку в этом году и начать работу».

15 ноября, отчитываясь перед президентом об исполнении указания, Шувалов сообщил, что консультант представит предложения об эффективной стратегии развития авиаузла до 15 апреля 2013 года, а в полном объеме работа будет завершена до 1 июля 2013 года. Во втором квартале 2013 года правительство представит доклад президенту о проделанной работе, обещал первый вице-премьер.

К 12 декабря решение о проведении конкурса по выбору консультанта было согласовано. Максимальная цена исполнения работы была заявлена на уровне 65 млн рублей. Проведение закупки было решено провести путем закрытого запроса предложений, то есть список допущенных к конкурсу участников был ограничен (список, по данным «Газеты.Ru», одобрил Шувалов).

К участию были приглашены 29 организаций, девять из которых запросили список документов для участия в конкурсе, еще две уведомили об отказе. К закрытию приема заявок – 21 декабря – поступило только четыре конверта от участников. На выполнение работы помимо Vegas Lex претендовали еще три компании: российское представительство международной консалтинговой компании A. T. Kearney, российское представительство международной компании инженеров и консультантов Arup и юридическая фирма ЮСТ.

Из 22 членов комиссии по выбору компании-консультанта проголосовали 20 (один из членов комиссии находится в отпуске, представитель ФСО от голосования отказался, мотивировав тем, что служба не может оценивать подобные работы). По итогам рассмотрения заявок Arup получила 48,2 балла, A. T. Kearney – 41,9 балла, ЮСТ – 26,9 балла. Vegas Lex набрала 52,3 оценочных балла.

Vegas Lex с 2007 года осуществил организационно-правовую консультацию более чем по 80 проектам в сфере инфраструктуры и государственно-частного партнерства, в том числе более чем по 30 аэропортовым и смежным проектам, сообщили в юридической фирме. Курировать работу над моделью развития МАУ от Vegas Lex будет председатель совета партнеров фирмы Альберт Еганян.

Консультанту предстоит ответить на значительное количество вопросов, в том числе рассмотреть вариант консолидации активов аэропортов Внуково, Домодедово и Шереметьево — и государственных, и частных.

«Консультант должен выбрать оптимальную схему управления объектами Московского авиаузла», — подчеркивает представитель Шувалова. «Это может быть консолидация инфраструктуры, выделение базового аэропорта, специализация каждого аэропорта в определенном сегменте рынка или иная форма, — пояснил он. — Как раз консультант и должен сказать, что нужно изменить и доработать, чтобы выбрать соответствующую модель управления МАУ, в том числе с точки зрения развития его конкурентоспособности и понимания развития федеральной собственности».

Оплачивать работу консультанта будет федеральный бюджет, хотя ранее предполагалось, что эти деньги выделят сами аэропорты. «Московский аэропорт Домодедово предложил свое участие в финансировании работы независимого консультанта при условии паритетного софинансирования со стороны всех московских аэропортов», — подтвердили в Домодедово. «На официальном уровне мы не получали таких предложений (по участию в финансировании работы консультанта. – «Газета.Ru»)», — сказали в Шереметьево. Но в редакции федерального бюджета на 2012 год, утвержденной в начале декабря, были выделены деньги на оплату услуг консультанта. Они поступят в виде субсидии от Минтранса.