Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Путин взял под крыло

Правительство не пошло на резкое ужесточение требований к российским авиакомпаниям

Рустем Фаляхов 05.10.2011, 21:28
Thinkstock/Fotobank.ru

Правительство отказалось ужесточать требования к авиакомпаниям по количеству самолетов в парках. Норматив в 20 лайнеров для магистральных авиалиний снижен вдвое. Малые компании и бизнес-авиалинии получили шанс остаться на рынке даже с тремя самолетами. На укрупнении авиакомпаний ранее настаивал президент Дмитрий Медведев, а курировал проект «против живопырок» вице-премьер Сергей Иванов.

Правительство не пошло на резкое ужесточение требований к российским авиакомпаниям по количеству самолетов в парках. В среду президиум правительства рассмотрел вопрос о лицензировании воздушных авиаперевозок. Министр транспорта Игорь Левитин сообщил на заседании, что нормы допуска авиакомпаний на рынок будут изменены, но не так радикально, как предполагалось ранее.

Для регулярных магистральных рейсов останется в силе требование о наличии у авиакомпании не менее 3 лайнеров, имеющих менее 55 мест. Новое требование — не менее 10 судов с наличием 55 и более мест в каждом самолете, предложил Левитин.

Его перебил премьер Владимир Путин: «Необходимо предъявлять жесткие требования к авиакомпаниям по подготовке летного состава, а не устанавливать минимальное количество самолетов, которые должны быть у них в ангарах».

«Дело не в количестве самолетов, а в том, чтобы любая компания, когда готовит пилотов, должна была бы иметь тренажеры, должен быть целый набор требований», — посоветовал Левитину премьер, добавив, что, «если авиакомпания с одним самолетом может эти требования выполнять, ради бога, пускай летает».

Но требования к авиакомпаниям по обеспечению безопасности полетов должны быть жесткими, согласился Путин. «У них может быть сто самолетов и ни одного тренажера по подготовке летного состава. Зачем такая компания нужна? Она не обеспечит уровень подготовки летного состава», — возмутился премьер.

Вопрос о массовом обновлении парка авиакомпаний поднимал президент Дмитрий Медведев вскоре после авиакатастрофы Як-42 под Ярославлем. Он требовал радикально сократить количество действующих в России перевозчиков.

В ответ Минтранс и аппарат вице-премьера Сергея Иванова подготовили поправки в Воздушный кодекс. Предполагалось, что с 1 января 2012 года авиакомпании на магистральных линиях должны будут иметь не менее 10 однотипных (по вместимости и возможности осуществления дальних перевозок) воздушных судов. А с 1 января 2013 года — не менее 20 однотипных судов. Ограничения не распространялись на чартерные, грузовые, региональные и местные рейсы. Пакет поправок был предварительно одобрен правительством для дальнейшей доработки. Малые авиакомпании должны быть вытеснены с рынка, говорил Иванов, называя их «живопырками».

В среду источник в отрасли признал, что предложение об увеличении парка авиакомпаний до 20 самолетов дезавуировано. Новый проект постановления также не предполагает ввода требования об однотипности самолетов, которые должна иметь авикомпания на случай форс-мажорных обстоятельств. Требование однотипности заменено на упрощенное требование по количеству кресел в самолете.

В Минтрансе «Газете.Ru» пояснили, что по итогам совещания у премьера подготовлен новый документ. В соответствии с этим проектом авиакомпания, выполняющая регулярные воздушные перевозки пассажиров, должна иметь в парке не менее 10 воздушных судов с количеством пассажирских мест 55 и более или не менее 3 воздушных судов с количеством пассажирских мест менее 55.

Программа выполнения нерегулярных воздушных перевозок пассажиров предусматривает наличие у перевозчика не менее пяти воздушных судов с 55 пассажирскими местами или не менее трех самолетов с количеством пассажирских мест менее 55.

Для нерегулярных воздушных перевозок на самолетах с количеством пассажирских мест менее 20 ограничения по минимальному количеству воздушных судов не устанавливаются.

«Это требование, в частности, относится к бизнес-авиации. Перевозки на джетах, имеющих менее 20 пассажирских мест, никак не ограничиваются», — сообщили в Минтрансе.

Опрошенные представители российских авиакомпаний отказались комментировать решение президиума правительства.

«Не похоже, что поручение президента Медведева в такой трактовке правительства можно считать выполненным», — резюмирует глава «Инфомоста» Борис Рыбак. Но требование о наличии в парке авикомпании не менее 20 самолетов для магистральных регулярных перевозок было нереализуемым, уверен эксперт.

Если бы норма о 20 самолетах была введена, то из 132 авиакомпаний, имеющих свидетельство эксплуатанта, остались бы 4, заметил он.