Авиакомпании подсаживают на Boeing

«Ростехнологии» закупают крупную партию Boeing 737 Next Generation

Андрей Ковалевский 03.11.2010, 15:07
Boeing Media

«Ростехнологии» увеличивают свое присутствие на рынке авиализинга. Корпорация подпишет «твердый» контракт на поставку еще 35 лайнеров Boeing 737 NG. Самолеты могут достаться не только «Аэрофлоту», но и частным авиакомпаниям. Вхождение отечественных перевозчиков в ВТО будет менее болезненным. Но главная цель сделки с Boeing — улучшение отношений со стратегическим партнером, который готов покупать у «Ростехнологий» титан для своих самолетов на миллиарды долларов, полагают эксперты.

«Ростехнологии» намерены в течение года-полутора воспользоваться своим правом на покупку еще 35 Boeing-737 Next Generation (усовершенствованной и экономически более эффективной версии одного из самых популярных самолетов в мире), сообщили сразу несколько источников на авиационном рынке. Это право предусмотрено соглашением с компанией Boeing, подписанным на экономическом форуме в Сочи 17 сентября. Таким образом, уже заключенный твердый контракт на поставку 50 самолетов семейства Boeing-737 на $3,5 млрд может вырасти еще на $2,5 млрд. Портфель же заказов создаваемой лизинговой дочки госкорпорации с учетом подписанного осенью предварительного соглашения на 50 отечественных самолетов МС-21 возрастет до 135 лайнеров.

Первоначальное соглашение с Boeing на 50 лайнеров 737 NG и опционом еще на 35 самолетов «Ростехнологии» подписали еще в начале 2010 года. Тогда речь шла о пополнении парка авиакомпании «Росавиа», которую пытались создать «Ростехнологии»: собрав активы обанкротившегося альянса AirUnion и нескольких государственных авиакомпаний, глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов обещал сделать к 2017 году мощного конкурента «Аэрофлоту» с пассажиропотоком 20 млн человек в год.

Но справиться с задачей «Ростехнологиям» не удалось. На совещании в правительстве зимой 2010 года авиационные активы «Ростехнологий» решено было передать под крыло «Аэрофлота». Ему же достанутся 50 Boeing 737 NG, уже заказанных «Ростехнологиями», что в итоге поможет «Аэрофлоту» вернуть себе монополию на внутреннем рынке авиаперевозок.

«Дополнительные 35 самолетов, если верить «Ростехнологиям», в будущем смогут приобрести все желающие перевозчики»,

— говорит редактор отраслевого портала «Авиа.Ru» Роман Гусаров. Boeing 737 NG — чрезвычайно востребованный самолет, и заказать его в лизинг через «Ростехнологии» мало кто откажется. Например, классический Boeing 737 эксплуатируют «Трансаэро», Глобус», Sky Express, «Москва» (бывший «Атлант-Союз»), «Московия». «Заказ на новые самолеты Next Generation формировался по низкой цене на основе прайс-листа Boeing от 2008 года. А «Ростехнологии» сейчас крупнейший заказчик Boeing и вправе рассчитывать на дополнительные скидки», — говорит Гусаров. Не исключено, что госкорпорация получит новые Boeing без учета ввозных пошлин.

Активная закупка зарубежной авиатехники госкорпорацией, которая, по логике вещей, должна ратовать за отечественный авиапром, связана с поставленной государством задачей — создать технологический задел для российских авиакомпаний перед вступлением в ВТО,

уверен Гусаров. Вступление в ВТО автоматически отменит двухсторонние соглашения России со странами ЕС, определяющие количество назначенных перевозчиков с каждой стороны. Наши перевозчики в этих условиях не смогут на равных бороться с зарубежными конкурентам, причем не только на международных маршрутах, но и внутри страны: у зарубежных авиакомапний более эффективные технологии обслуживания самолетов и пассажиров, оптимизация процессов, современный и эффектный авиапарк, объясняет Гусаров.

«Большой угрозы нашим авиакомпаниям вступление в ВТО не несет, — не соглашается руководитель консалтингового агентства Infomost Борис Рыбак. — Конкуренция на международных маршрутах присутствует и сейчас. А летать между Воркутой и Иркутском желающих будет мало». Масштабные закупки самолетов Boeing, по его мнению, связаны с осознанием того, что протекционисткие меры по защите авиапрома, применяемые на протяжении 15 лет, большого результата не дали. «Защищать и поддерживать собственные транспортные компании все же эффективнее, чем производителей», — говорит Рыбак. Учитывая, что после развала СССР наш авиапром не создал ни одной новой модели, уверенности в том, что планируемый ответ Boeing 737 и Airbus 320 — лайнер МС-21 разработают быстро и качественно нет.

Руководитель аналитической службы «АвиаПорт» Олег Пантелеев считает, что для «Ростехнологий» важна даже не модернизация российских авиакомпаний в преддверии вступления в ВТО, а прагматичное обеспечение надежных отношений со своими стратегическим партнером. «Устойчивая работа СП, созданного между подконтрольным «Ростехнологиям» производителем титана «ВСМПО-Ависма» и Boeing, в будущем способна приносить контракты на миллиарды долларов», — говорит эксперт.