Авиакомпании подсаживают на Boeing

«Ростехнологии» закупают крупную партию Boeing 737 Next Generation

Boeing Media
«Ростехнологии» увеличивают свое присутствие на рынке авиализинга. Корпорация подпишет «твердый» контракт на поставку еще 35 лайнеров Boeing 737 NG. Самолеты могут достаться не только «Аэрофлоту», но и частным авиакомпаниям. Вхождение отечественных перевозчиков в ВТО будет менее болезненным. Но главная цель сделки с Boeing — улучшение отношений со стратегическим партнером, который готов покупать у «Ростехнологий» титан для своих самолетов на миллиарды долларов, полагают эксперты.

«Ростехнологии» намерены в течение года-полутора воспользоваться своим правом на покупку еще 35 Boeing-737 Next Generation (усовершенствованной и экономически более эффективной версии одного из самых популярных самолетов в мире), сообщили сразу несколько источников на авиационном рынке. Это право предусмотрено соглашением с компанией Boeing, подписанным на экономическом форуме в Сочи 17 сентября. Таким образом, уже заключенный твердый контракт на поставку 50 самолетов семейства Boeing-737 на $3,5 млрд может вырасти еще на $2,5 млрд. Портфель же заказов создаваемой лизинговой дочки госкорпорации с учетом подписанного осенью предварительного соглашения на 50 отечественных самолетов МС-21 возрастет до 135 лайнеров.

Первоначальное соглашение с Boeing на 50 лайнеров 737 NG и опционом еще на 35 самолетов «Ростехнологии» подписали еще в начале 2010 года. Тогда речь шла о пополнении парка авиакомпании «Росавиа», которую пытались создать «Ростехнологии»: собрав активы обанкротившегося альянса AirUnion и нескольких государственных авиакомпаний, глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов обещал сделать к 2017 году мощного конкурента «Аэрофлоту» с пассажиропотоком 20 млн человек в год.

Но справиться с задачей «Ростехнологиям» не удалось. На совещании в правительстве зимой 2010 года авиационные активы «Ростехнологий» решено было передать под крыло «Аэрофлота». Ему же достанутся 50 Boeing 737 NG, уже заказанных «Ростехнологиями», что в итоге поможет «Аэрофлоту» вернуть себе монополию на внутреннем рынке авиаперевозок.

«Дополнительные 35 самолетов, если верить «Ростехнологиям», в будущем смогут приобрести все желающие перевозчики»,

— говорит редактор отраслевого портала «Авиа.Ru» Роман Гусаров. Boeing 737 NG — чрезвычайно востребованный самолет, и заказать его в лизинг через «Ростехнологии» мало кто откажется. Например, классический Boeing 737 эксплуатируют «Трансаэро», Глобус», Sky Express, «Москва» (бывший «Атлант-Союз»), «Московия». «Заказ на новые самолеты Next Generation формировался по низкой цене на основе прайс-листа Boeing от 2008 года. А «Ростехнологии» сейчас крупнейший заказчик Boeing и вправе рассчитывать на дополнительные скидки», — говорит Гусаров. Не исключено, что госкорпорация получит новые Boeing без учета ввозных пошлин.

Активная закупка зарубежной авиатехники госкорпорацией, которая, по логике вещей, должна ратовать за отечественный авиапром, связана с поставленной государством задачей — создать технологический задел для российских авиакомпаний перед вступлением в ВТО,

уверен Гусаров. Вступление в ВТО автоматически отменит двухсторонние соглашения России со странами ЕС, определяющие количество назначенных перевозчиков с каждой стороны. Наши перевозчики в этих условиях не смогут на равных бороться с зарубежными конкурентам, причем не только на международных маршрутах, но и внутри страны: у зарубежных авиакомапний более эффективные технологии обслуживания самолетов и пассажиров, оптимизация процессов, современный и эффектный авиапарк, объясняет Гусаров.

«Большой угрозы нашим авиакомпаниям вступление в ВТО не несет, — не соглашается руководитель консалтингового агентства Infomost Борис Рыбак. — Конкуренция на международных маршрутах присутствует и сейчас. А летать между Воркутой и Иркутском желающих будет мало». Масштабные закупки самолетов Boeing, по его мнению, связаны с осознанием того, что протекционисткие меры по защите авиапрома, применяемые на протяжении 15 лет, большого результата не дали. «Защищать и поддерживать собственные транспортные компании все же эффективнее, чем производителей», — говорит Рыбак. Учитывая, что после развала СССР наш авиапром не создал ни одной новой модели, уверенности в том, что планируемый ответ Boeing 737 и Airbus 320 — лайнер МС-21 разработают быстро и качественно нет.

Руководитель аналитической службы «АвиаПорт» Олег Пантелеев считает, что для «Ростехнологий» важна даже не модернизация российских авиакомпаний в преддверии вступления в ВТО, а прагматичное обеспечение надежных отношений со своими стратегическим партнером. «Устойчивая работа СП, созданного между подконтрольным «Ростехнологиям» производителем титана «ВСМПО-Ависма» и Boeing, в будущем способна приносить контракты на миллиарды долларов», — говорит эксперт.