Инвестпрограммирование РЖД

РЖД получит деньги на инвестпрограмму

Оксана Новоженина 14.11.2008, 20:54
ИТАР-ТАСС

Государство будет фактически напрямую финансировать инфраструктурные проекты — в пятницу крупнейшие банки согласислись на выгодных условиях кредитовать РЖД в обмен на уступки ЦБ. Ранее по похожей схеме были найдены деньги для другой госмонополии – «Транснефти».

Пакет предложений, облегчающих процесс кредитования «Российских железных дорог» (РЖД), был разработан представителями монополии совместно с семью российскими банками – Сбербанком, Газпромбанком, ВТБ, Банком Москвы, Международным промышленным банком, «Уралсибом» и Транскредитбанком. Несмотря на то, что пакет инициатив позиционируется в качестве поддержки устойчивого финансирования всего реального сектора экономики и развития инфраструктурных проектов,

преференции от ЦБ ожидаются именно по отношению к РЖД.

В частности, предлагается увеличить до пяти лет сроки финансирования Центробанком коммерческих банков, предоставляющих средства для выполнения инвестиционной программы РЖД, говорится в пресс-релизе банка «Уралсиб». Документ предполагает кредитование РЖД с последующим рефинансированием под залог этих кредитов в Центробанке. При этом коэффициент дисконтирования не должен превышать 20% от суммы закладываемого актива. В свою очередь, банки ограничат собственную маржу по кредитам на инфраструктурные проекты на уровне 3% годовых.

Подписанный в пятницу пакет инициатив появился буквально на следующий день после правительственного решения не урезать инвестпрограмму РЖД. Напомним, в четверг правительство пересматривало финансовый план и инвестпрограмму «Российских железных дорог», снизивших ожидания по прибыли на 2008 года почти на 50% и сокративших инвестпрограмму этого года на четверть. Несмотря на резкое сокращение наиболее рентабельной деятельности монополии – грузоперевозок — было решено сохранить инвестпрограмму на 2009 год. В пользу этого в самом начале заседания высказался премьер Владимир Путин: «Полагаю, что мы должны сохранить основные параметры ранее намеченного инвестиционного плана».

Помимо моментально подготовленных инициатив по кредитованию, РЖД воспользуется уже отработанной схемой поддержки – выпуском облигаций. Как сообщил в пятницу на брифинге старший вице-президент компании Федор Андреев, РЖД планирует в январе 2009 года зарегистрировать выпуск инфраструктурных облигаций объемом 100 млрд рублей на срок 5–10 лет. Ранее сообщалось, что уже на следующей неделе начнется размещение облигаций на 15 млрд рублей.

Выкупят ценные бумаги, очевидно, банки с госучастием, с которыми уже ведутся переговоры.

Ранее «Газета.Ru» уже писала об аналогичной схеме выдачи государственных денег «Транснефти». Если ранее господдержка оказывалась промышленникам и финансистам за счет средств Внешэкономбанка, то в случае с «Транснефтью», как сообщил в понедельник министр финансов Алексей Кудрин, компанией будут выпущены облигации, которые затем смогут выкупить государственные и частные банки. Причем покупатели облигаций внакладе не останутся — впоследствии они смогут заложить бумаги «Транснефти» в Банке России, получив их полное рефинансирование. Правда тогда эксперты рассказали «Газете.Ru», что

такие схемы работы с государственными резервами могут негативно повлиять на рйтинги самой России.

«Предложенная инициатива служит тому, чтобы побудить правительство принимать дополнительные меры стимулирования денежно-кредитного механизма, путем стимулирования финансирования банками реальной экономики», — подчеркнул председатель правления банка «Уралсиб» Андрей Донских. По мнению банков, видимо, внимание правительства к проблемам РЖД, делает их наиболее достойным объектом для облегчения кредитования. «Вопреки сложной рыночной ситуации, инициативы ОАО «РЖД» являются ключом к реализации масштабных государственных проектов», — отмечает Елена Волкова, первый вице-президент Банка Москвы в официальном сообщении.