Вопрос либерализации ОСАГО остается нерешенным, обсуждения идут один за одним, но законов нет. ЦБ, Минфин, РСА, сообщества автомобилистов выработали позицию, не раз проводили открытые слушания в Госдуме и Совете Федерации. Очередное заседание 7 ноября созвали комитет Госдумы по транспорту и строительству и комитет по финансовому рынку. Тогда как большинство депутатов поддерживает либерализацию тарифов страхования автогражданки, звучат и мнения против.
Яблоком раздора стали, в частности, тарифы и страховое мошенничество. Некоторые парламентарии указали на убыточность ОСАГО, проблемы с регулированием и потребовали ответа от Российского союза автостраховщиков (РСА), ЦБ и Минфина. Круг замкнулся: разработанная реформа направлена на устранение проблем, с которыми столкнулся рынок ОСАГО и которые признают участники рынка, регулятор и сами парламентарии. Но принятие внесение поправок в законодательство тормозится.
Суть реформ
Стоимость полиса обязательного страхования автогражданской ответственности должна рассчитываться для каждого водителя по индивидуальному тарифу, настаивает Центральный банк. По словам зампреда ЦБ Владимира Чистюхина, предлагаемая программа стабилизации ОСАГО может обеспечить не только справедливое ценообразование, но и доступность полиса.
Именно эти два аспекты являются самыми болезненными для водителей. Большинство жалоб на ОСАГО, поступающих в ЦБ, касаются коэффициента бонус-малус, который характеризует аккуратность водителя и число аварийных ситуаций. Именно он становится ключевым для ценообразования. На втором месте — недоступность полисов, в том числе и электронных, отказ в их заключении.
Страхование автогражданки в целом — самая больная тема страхового рынка России. 82% жалоб на страховщиков, поступающих регулятору, касается полисов ОСАГО, рассказал Чистюхин, подчеркнув при этом, что их количество в этом году значительно упало.
Изменения, которые предлагает ЦБ, делятся на два пула. Первые относятся к компетенции Банка России.
В первую очередь, коэффициент бонус-малус должен стимулировать безаварийную езду. Он будет присваиваться раз в год не автомобилю, а конкретному водителю.
Коэффициент возраст-стаж также должен измениться. «Статистика показывает, что приблизительно с 19 до 20 лет попадают в аварии намного чаще, у них частота страховых случаев достигает приблизительно 8%. К 25 годам снижается до 4%, при том, что общая частота страховых случаев равняется где-то 2%», — сказал Чистюхин.
При этом ЦБ рассматривает возможность сделать определенную скидку водителям от 60 и старше. «Люди 60-65 лет являются самыми хорошими водители. Мы будем настаивать на том, чтобы этим людям полис стал дешевле», — отметил глава РСА Игорь Юргенс.
Завершить первый этап реформ регулятор предлагает расширением тарифного коридора базовых ставок по ОСАГО на 20 процентов «вниз» и «вверх». Именно эта инициатива должна стать ключевой для индивидуализации тарифа, подчеркнул Чистюхин. «Ты не должен переплачивать за того водителя, который попал в аварию», — сказал он.
Оппоненты либерализации тарифов считают, что стоимость полисов поднимется к верхней границе. Однако зампред ЦБ называет это заблуждением. «Нет никаких оснований полагать, что он пойдет по этой границе», — сказал Чистюхин. По оценке ЦБ, средняя стоимость полисов ОСАГО практически не должна вырасти — рост не должен превысить 1,5%. Более чем в 20 регионах тариф может быть снижен, рассчитывает регулятор. Зампред ЦБ отметил, что лишь около 20% водителей в России попадают в аварию единожды или с постоянством, остальные 80% — добросовестные водители. Все 80% получат после реформы такой же тариф, либо сниженный, рассчитывает Юргенс.
«За последний год в среднем цена полиса упала на 5%, вместо одной компании которая занимала 40% рынка, несколько компаний сейчас конкурируют между собой», — добавил глава РСА. По его словам, благодаря этому на 30% снизилось и число жалоб на ОСАГО, поступающих в союз.
Второй пул изменений — те, которые потребуют внесения поправок в действующее законодательство. Минфин предлагает отменить коэффициенты мощности и региона использования автомобиля. На стоимость полиса должны влиять нарушения ПДД, резкость торможения и перестроения, частота и длительность использования машины — все это будут фиксировать специальные устройства на автомобиле. Минфин также предлагает три вида наполнения полисов (с лимитами от 500 тыс. руб. до 2 млн руб.), сами полисы сделать трехлетними, а не на год.
При этом замглавы ФАС Андрей Кашеваров попросил не забывать, что нарушения правил дорожного движения, которые предлагается учитывать в коэффициенте бонус-малус, и так облагаются штрафными санкциями.
Страсти по ОСАГО
Ранее первый заместитель председателя комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков обратился к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой приостановить реформу тарифов ОСАГО, которая, по его мнению, приведет к их повышению.
Одна из причин проведения реформ — как раз высокая убыточность ОСАГО. По данным регулятора, страховые компании получили 15 млрд руб. убытка от ОСАГО в 2017 году. По итогам первого полугодия 2018 года сборы страховщиков по ОСАГО сократились на 1,7%, до 107,3 млрд руб., а выплаты уменьшились на 35,8%, до 66,5 млрд руб.
По мнению Лысакова, в высокой убыточности в большей степени виноваты сами страховые компании, а не ОСАГО. Ущерб рынку от их деятельности превышает десятки миллиардов рублей, сказал Лысаков. По данным РСА, ушедшими с рынка ОСАГО компаниями с 2003 года выведено 24 млрд рублей. Ранее Лысаков попросил МВД проверить информацию о выводе этих средств с рынка. Депутат считает, что РСА не защищает от мошенничества ни страховщиков, ни страхователей.
Координатор движения «Синие ведерки» Шкуматов поддержал проведение реформы, подчеркнув, что наказание рублем лихачей и нарушителей — это то, с чем согласны абсолютно все, и не противоречит идее борьбы с мошенничеством. «Я внимательно послушал то, что было сегодня высказано. Честно говоря, не нашел никаких противоречий даже между самыми противоборствующими сторонами. Потому что все высказываются за то, что идея, когда водитель, который находится в группе риска, будет платить больше… Это абсолютно логично», — сказал он.
«Сейчас добросовестные водители платят за водителей-маргиналов» — добавил Шкуматов. Тарифы несправедливы и сильно разнятся в зависимости от региона, подчеркнул он.
Исследование по либерализации «Влияние тарифов ОСАГО на развитие рынка
автострахования», проведенное РАНХиГС в 2018 году, подтверждает, что либерализация является наиболее выгодной финансовой моделью для обеих сторон
– как для страховщиков, так и для страхователей, сообщил профессор РАНХиГС Константин Корищенко. Тех, для кого стоимость должна увеличиться - всего 17% среди всех страхователей ОСАГО. Увеличение цены для них и должно компенсировать убытки.
Из новых инициатив на обсуждении у рынка введение обязанности для страховщиков вести видео- и аудиозапись при продаже полисов ОСАГО. Ранее глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков говорил, что соответствующий законопроект будет разработан. ЦБ поддерживает инициативу, так как 8-10% жалоб водителей поступает на навязывание страховыми компаниями услуг.
В итоге участники слушаний решили, что за законодательное обеспечение реформы все-таки ответственны депутаты. «Законы пишутся не в других организациях, а в Государственной думе», — напомнил первый заместитель председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Игорь Дивинский. Депутаты несут ответственность за деятельность государственных органов, за судьбу ОСАГО и тарифы, согласился глава комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев.
«Если есть у нас государственный орган, который депутаты более или менее контролируют — Центробанк, то мы должны знать, что если граждане России, которые платят 4-5 тысяч рублей за ОСАГО, то эти деньги на это и идут… Мы собрались здесь два комитета не крайнего искать, а облегчить судьбы 50 миллионов (водителей. – «Газета.Ru»)», — сказал Москвичев.