Слушать новости
Слушать новости

ОСАГО отдадут натурой

РСА разработал блок поправок к закону об ОСАГО

Защитники прав автомобилистов попросили президента Владимира Путина пролоббировать практику натурального возмещения ущерба при ДТП. Это поможет сократить число мошенников, которые имитируют ДТП и получают выплаты от страховых компаний. Если регулятор не поддержит инициативу, она станет едва ли не единственной, которая останется незамеченной после «прямой линии» с президентом.

Сразу после заявления президента Владимира Путина о возможности более широкого применения практики натурального возмещения ущерба при ДТП страховые компании направили эту инициативу в Центробанк (ЦБ) (именно ЦБ наделен полномочиями по контролю деятельности страховых компаний). С такой просьбой к президенту во время «прямой линии» обратился руководитель Ассоциации по защите прав автострахователей Максим Ханжин. В разговоре с Путиным он посетовал, что автомобилисты оказались недовольны недавним повышением стоимости полисов ОСАГО. Обострилась, по его словам, и проблема со страховыми мошенничествами, когда водители совершают подставные аварии с целью получить выплаты.

«Возможно, стоит поручить Центробанку проработать переход на натуральную форму возмещения, — предложил Ханжин. — Возмещение в виде ремонта от страховых компаний снизит мошенничество, создаст места рабочие, повысит собираемость налогов».

В ответ на это Путин рассказал, что недавно уже обсуждал этот вопрос с главой ЦБ Эльвирой Набиуллиной.

«Ваше предложение, наверное, хорошее и правильное, — ответил Путин. — Но просто ЦБ такого вида работами не занимается. Но мы подумаем, как можно вмонтировать вашу идею в то, что входит в компетенцию ЦБ».

В беседе с «Газетой.Ru» Ханжин сообщил, что не раз обращался в Центробанк с этим предложением, но не получал никаких ответов. Теперь он надеется, что благодаря вниманию Путина вопрос сдвинется с места. Однако, по его словам, многое будет зависеть от самих страховщиков.

«Для них приоритет натуральной формы возмещения ущерба при ДТП станет решением их основной проблемы — мошенников и автоюристов, — сказал Ханжин. — Ведь сейчас в вопросе ОСАГО больше всего головной боли не из-за огромного количества споров по размеру выплат. Их число как раз снижается благодаря введению единой методики оценки. А вот проблема мошенничества так и не решена.

Сейчас существует целая индустрия, работают настоящие автоателье, куда завозят целые машины, меняют на них детали на поврежденные, имитируют аварии и получают выплаты. После этого автомобили восстанавливаются в первоначальном виде.

В ряде регионов также работают автоюристы, которые выкупают право требования выплат со страховых компаний и продолжают с ними бесконечные суды. Мы не против переуступки прав требования выплат. Но сейчас есть индустрия, в которой около 40% выплат получают мошенники. И проблема уже не в том, что страховщики не выполняют свои обязательства, не в занижении страховых выплат.

А в том, что мошенники генерируют 40% лишних расходов для страховых компаний, которые в дальнейшем ложатся на плечи водителей.

Эксперт не исключил, что если инициатива заработает и люди будут отдавать предпочтение натуральной форме возмещения ущерба, то можно будет говорить о запуске двух видов ОСАГО — наравне с более дорогим будет и более доступный вариант.

«Сейчас мы повышаем эффективность страхования в целом, боремся с мошенничеством, в дальнейшем это может привести к либерализации страхового рынка. У нас увеличились страховые выплаты, заработали Европротокол и прямое урегулирование убытков, есть гармонизация ОСАГО с каско, и потребность в каско постепенно снижается. В дальнейшем мы сможем говорить о том, чтобы давать выбор автолюбителям — покупать дорогой полис ОСАГО или дешевый».

Однако Ханжин рассказал, что одно из предложенных им условий страховщики точно не поддержат.

«Речь идет о том, что мы ратуем за то, чтобы на автомобили при ремонте устанавливались только оригинальные детали, — объясняет правозащитник. — Но с одной оговоркой. Если этот автомобиль с большим износом, то на них можно ставить и неоригинальные. При этом они должны производиться на заводе, который сертифицирован производителем оригинальных запчастей. Вряд ли в этом нас поддержат страховые компании. При этом ремонт должен быть сделан не абы как, а в положенные адекватные сроки, с соблюдением закона о защите прав потребителей. Конечно, будут автомобили, которые будет сложно отремонтировать быстро, но это исключения».

Страховщики уже обратились в ЦБ

После «прямой линии» с Путиным Российский союз автостраховщиков (РСА) направил в Банк России, Минфин и Госдуму проект поправок к закону об ОСАГО, расширяющий практику возмещения в натуральной форме и предусматривающий комплекс мер по борьбе с мошенничеством в обязательном автостраховании. Об этом сообщил глава Всероссийского союза страховщиков и Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс. Он признал, что сейчас есть ряд факторов, тормозящих развитие натурального возмещения в ОСАГО. В первую очередь это наличие автоюристов, которые побуждают клиентов выбирать выплату в денежной форме.

«Существенный тормоз, особенно это характерно для регионов, — автоюристы, которые нацелены на получение денег, из которых они получают 30–40% за предоставление услуг пострадавшему, — отметил Юргенс.

— Только в прошлом году на выплаты автоюристам ушло более 10 млрд руб. из системы ОСАГО. Принятие блока поправок, предложенных РСА, позволит расширить практику применения натуральной формы возмещения ОСАГО и пресечь мошеннические выплаты в этом виде страхования».

В свою очередь, исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев рассказал «Газете.Ru», что вопрос от правозащитника прозвучал в удачный момент и удачное время, поскольку организация в течение последнего месяца согласовала с ЦБ формулировки этой инициативы.

«По условиям ОСАГО у автомобилей учитывается износ, и из стоимости запасной части вычитается часть этого износа. И не каждый потребитель готов доплачивать, — сказал Уфимцев. — И действительно, более важная проблема, которая мешает более широкому использованию этого вида возмещения, — это автоюристы. Они заинтересованы в получении наличных денег, а не в ремонте автомобилей. Есть настоящие проблемные регионы, как Краснодар, Волгоград, где такая практика очень развита. Там страховщики настоятельно рекомендуют водителям идти ремонтировать машины, направляют их в хорошие сервисы. Но поскольку интересы водителей чаше представляют те самые автоюристы, то они, конечно, выбирают деньги. Получается, что 30 тыс. руб. он уплатил за выкуп этого долга и продолжает дальше судиться со страховой».

«Сейчас при выплатах ОСАГО при ДТП в приоритете находится денежная выплата, а выплата в натуральной форме лишь возможность. Тем не менее люди и сейчас пользуются этой возможностью.

Так, есть регионы, где доля направлений на ремонт составляет 20–25%. В Москве у ряда компаний также около 20% клиентов предпочитают ремонт».

Представитель РСА подчеркнул, что об удешевлении стоимости ОСАГО в будущем говорить слишком рано, поскольку стоимость запасных частей постоянно увеличивается из-за скачущего курса рубля.

«В будущем автолюбители, возможно, смогут получать большие скидки, а автосервисы смогут снизить свои расходы на ремонт, — пояснил Уфимцев. — Это позволит при увеличении стоимости запчасти не увеличивать тариф по ОСАГО. Так, на станциях техобслуживания (СТО) будут знать, что у них обеспечен поток клиентов от страховой компании-партнера, и они смогут предлагать им более выгодные цены. Ведь проблема в том, что у СТО нет системного потока, они готовы опустить цены и работать по тем, что предложены в Единой методике расчета ущерба, но они хотели бы при этом получать поток автомобилей».

Напомним, что ранее «Газета.Ru» сообщала, что страховые компании в России бойкотируют продажу электронных полисов ОСАГО. Одни заявляют о таинственных технических сбоях, другие в открытую говорят о нежелании продавать полисы онлайн. Из 81 страховщика, торгующего ОСАГО, электронные полисы сегодня предлагают только 15 страховщиков, да и те работают с перебоями.

Поделиться:
Новости и материалы
Все новости
Найдена ошибка?
Закрыть