«Платон» не для малого бизнеса

60% всех транспортных средств зарегистрированы в системе «Платон»

Около половины российских автоперевозчиков до сих пор не зарегистрировались в системе по взиманию оплаты за проезд «Платон». Те, кто этого не сделал, в большинстве своем — «серые» компании, которые не платят налоги, уверены чиновники Росавтодора. Они заверяют, что именно такие водители и бастуют на дорогах. Эксперт считает, что крупные перевозчики поднимут цены в случае снижения конкуренции.

Конфликт между Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) и дальнобойщиками продолжает набирать обороты. На фоне массовых протестов, которые прокатились по стране, стороны перешли к взаимным обвинениям. Дальнобойщики требуют от ведомства и чиновников представить обоснованные расчеты предложенных тарифов и сомневаются, что все собранные средства в сохранности дойдут до дорожного фонда.

В свою очередь дорожники уверяют, что подавляющее большинство автоперевозчиков к «Платону» претензий не имеет и водители уже активно пользуются системой. По последним данным, в электронном реестре, куда перевозчики обязаны вносить данные на все свои фуры, зарегистрировано около 600 тыс. транспортных средств. По оценке Росавтодора, это примерно 60% от всего автопарка тяжелых фур в нашей стране. При этом крупные компании с парком от 50 и более автомобилей зарегистрированы на 90%.

В четверг прошла очередная пресс-конференция, посвященная работе «Платона». На ней представители Росавтодора и компании-концессионера «РТ-Инвест Транспортные Системы» обратили внимание на то, что уже несколько дней число зарегистрированных в системе грузовиков не меняется. Чиновники уверены, что на учет не хотят вставать физические лица и ИП, которые не желают платить налоги, оставаясь в тени.

«Мы изначально предполагали, что физлица не будут регистрироваться в системе, — говорят в «РТ-Инвест Транспортные Системы». — Они никогда никуда добровольно не пойдут, пока на них не начать воздействовать штрафами. Что сейчас и происходит — узнав о штрафах, они стали покупать маршрутные карты.

Но вы думаете, что на самом деле они боятся сборов? Совсем нет. Сейчас никто из них не платит налоги, а теперь это придется делать».

Вред и перегрузы

Росавтодор также обвинил коммерческих грузоперевозчиков в том, что те не покрывают наносимого ими ущерба федеральным трассам в полной мере и перекладывают этот груз ответственности на владельцев легковушек. Так, по данным ведомства, 56% от общего ущерба федеральным трассам приходится именно на тяжеловесный транспорт массой свыше 12 тонн.

Ведь проезд одного такого автомобиля, в зависимости от его загруженности, сопоставим с 25–50 тыс. проездов одной легковушки.

«При этом большинство фур ездит с перегрузами, — заметил глава Росавтодора Роман Старовойт. — Вот и считайте».

Ранее Старовойт рассказал, что на дороги ежегодно государство расходует порядка 1 трлн руб. Однако если перевести в рубли ущерб от проезда 12-тонников, которые ездят с перевесом, то получается, что ежегодный размер ущерба от них равен 2,6 трлн руб. При этом большая доля уплаченного транспортного налога и топливных акцизов приходится на владельцев легковых автомобилей.

В ведомстве также категорически отрицают, что введение дополнительной платы за проезд приведет к заметному росту цен и инфляции, а также уверяют, что акции протеста дальнобойщиков практически сошли на нет. Кроме того, в Росавтодоре заявили, что не ожидают никаких перебоев с поставками продуктов в магазины.

В свою очередь координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко категорически не согласился с доводами Росавтодора. Он уверен, что система не работоспособна и до сих пор дает сбои. Кроме того, он считает, что приводимые чиновниками экономические расчеты не соответствуют действительности.

«Ряд автоперевозчиков сейчас говорят о снижении тарифа за проезд, — пояснил Войтко на той же пресс-конференции. — Возможно, им этого будет достаточно.

Но мы считаем, что дальнейшее снижение тарифа вовсе сделает бессмысленной всю систему взимания платежей, то есть до дорог эти деньги не дойдут либо дойдут в тех количествах, ради которых не стоило затевать этот глобальный проект.

Основная проблема «Платона» в том, что Минтранс, Министерство экономического развития и торговли и сами автоперевозчики не смогли найти консенсус в методике расчета. Как считаются пробеги, перевозимые грузы, ущерб – достоверных цифр нет и разброс огромен. Мы считаем, что необходимо ввести мораторий на «Платон» и довести его до ума, провести тесты в течение года-двух. А за это время можно было бы просчитать конкретные цифры по статистике перевозок.

И тогда вполне может оказаться, что сбора на отметке 0,64 руб. было бы достаточно».

В «РТ-Инвест Транспортные Системы» полагают, что конфликт продлится не дольше месяца, после чего ситуация перестанет быть столь раскаленной, а пользование «Платоном» станет привычным делом. «Информация о митинге преувеличена, в Дагестане осталось на трассе совсем мало людей. Подобных водителей придется приобщать к системе, но это получится сделать только путем жесткого администрирования и штрафов», — уверены в компании.

Пока не штрафуют

Напомним, что введенные ранее разорительные штрафы для юридических и физических лиц за неоплату проезда по решению правительства будут снижены. Сейчас за «безбилетный проезд» для юридических лиц действует штраф в размере 450 тыс. руб. за первое нарушение и 1 млн – в случае повторной неоплаты проезда. Штрафы для ИП и должностных лиц составляют 40 тыс. и 50 тыс. руб. соответственно. Уже в первых числах декабря они будут снижены до 5 тыс. руб. за первое и до 10 тыс. руб. за повторное нарушение для всех групп. Отвечая на вопрос корреспондента «Газеты.Ru» о том, что же будет с теми, кто получит «старые», высокие штрафы,

Роман Старовойт признался, что юристы компании советуют выписывать таким нарушителям минимальные штрафы, отталкиваясь от тех тарифов, которые будут действовать с декабря. Кроме того, он заявил, что пока ни одного штрафа выписано не было.

Малый бизнес в стороне от заказов

Директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев считает, что акции дальнобойщиков в ближайшее время не закончатся, а сокращение представителей малого и среднего бизнеса приведет к повышению тарифов на доставку и росту инфляции.

«Мы везде кричим, что нужно поддерживать малый бизнес, а тут появляются совершенно неподъемные для них тарифы и штрафы,

— говорит Николаев «Газете.Ru». — Да, водители — специфические люди, но нужно их поддерживать, идти им навстречу. Если предложение по доставке так резко падает из-за тех, кто бастует, отказывается пользоваться системой, то тарифы на перевозку будут совсем другие, гораздо выше. Это скажется на стоимости товаров и услуг, возникнет инфляция. Я бы поостерегся говорить о том, что все, кто бастует, ведут нелегальный бизнес. Чиновники же не знают, как работают все эти люди. Конечно, этот фактор есть, но нельзя всех собирать под одну гребенку.

Ведь это 40% рынка, и не все заказы, которые сейчас не выполняются, интересны крупным логистическим компаниям. Им ведь важны объемы, постоянство.

Поэтому есть ряд маршрутов и грузов, где работают только «индивидуалы». Например, доставить раз в месяц продукты с фермы. Крупным компаниям брать их невыгодно. В итоге в некоторых регионах уже трудно найти перевозчика, который бы взялся за доставку товаров».

Вне информационного поля

Примечательно, что прокатившиеся по стране крупнейшие за последние годы акции протеста и митинги дальнобойщиков, а также серьезные сбои «Платона», которые на несколько дней практически парализовали грузоперевозки, проигнорировали ряд ведущих телеканалов. Так, на сайте Первого канала по поисковым словам «дальнобойщики» и «Росавтодор» свежей информации нет. Некоторое время назад пользователи сайта начали давление на канал: во всех комментариях к новостям они оставляли вопросы о том, будет ли снят сюжет о дальнобойщиках. В конце концов по «Первому» выпустили сюжет, снятый «по многочисленным просьбам зрителей и читателей». Сюжет рассказывал о дальнобойщике Сергее. Он рассуждал о любви к профессии и ее плюсах и минусах. В архиве телеканала «Россия 24» — два сюжета по запросу о дальнобойщиках, оба датируются 11 ноября — о бастующих водителях в Белгородской области и второй о том, как министр транспорта раскритиковал одну из акций. Отметим, что проведенные акции протеста не были согласованы с властями.