На церемонии вручения премии «Золотой орел» все было по-взрослому с самого начала: и количество звезд на квадратный метр мосфильмовских коридоров, зашкаливавшее за все мыслимые нормы, и количество теле- и фотокамер, этих самых звезд выцеливающих, и дорогие коктейли, скрашивающие сутолоку, больше приставшую метро. Даже помогающие фотокорам клакеры объявились: «А вот Пуговкин! Кому интересен Пуговкин?!»
Сама церемония также делала все возможное, чтобы подтвердить претензии на статус российского «Оскара». Пафос умело перекладывали юмором – и не заснешь, и не заскучаешь.
Сначала зрителя разогрели «капусточкой» — скетчами в исполнении «городошников» Стоянова и Олейникова под оптимистично-сортирным названием «Кино не тонет». Потом, как и положено, подложили официальных лиц – президент Киноакадемии режиссер Владимир Наумов открыл церемонию, а сменивший его министр культуры РФ Михаил Швыдкой зачитал приветствие президента. От себя министр добавил поздравления ожившему российскому кино, не забыв верноподданнически объяснить, что это возрождение — прямое следствие политической и экономической стабильности, связанной с именем Путина.
Лауреаты национальной кинопремии «Золотой орел-2003»
В номинации «Лучший игровой фильм» - картина «Возвращение» (режиссер Андрей Звягинцев, продюсер Дмитрий Лесневский).
В номинации «Лучший анимационный фильм» - лента «Полтора кота» (режиссер Андрей Хржановский)...
Нагнетание пафоса умело сбили появлением Бэтмена (хороший артист Евгений Стычкин) и ведущего церемонии (хороший артист Никита Михалков). И покатилось вручение призов… Устроители церемонии старались изо всех сил и, надо признать, успешно – все было сделано профессионально и не без шика. Цвет и звук были на уровне, накладок практически не было, вручать призы пригласили людей достойных, даже бывший недруг Михалкова Сергей Соловьев пришел, да что там Соловьев…
Трое живых классиков кино прикатили – Анджей Вайда, Франко Дзеффирелли и Милош Форман.
И слова все говорили правильные и даже вроде искренние. Впечатление не удалось испортить даже Михаилу Задорнову, сопровождавшему свое вручение премий за мужскую и женскую роль второго плана редкой пошлости комментариями. При выдаче «женского» орла (он достался Инне Чуриковой за роль генеральши Епанчиной в «Идиоте») он сначала спутал Париса с Персеем, а затем рассказал анекдот про… Хиросиму, а две последние фразы «сортирика» при вручении «мужского» орла (Олег Янковский — граф Пален в картине «Бедный, бедный Павел») были: «WWW мусор точка ру. Олег Янковский!»
Не вызывали протеста даже итоги голосования – картиной года признали «Возвращение» (кто бы сомневался), лучшим режиссером – Вадима Абдрашитова («Магнитные бури»), лучшая женская роль – молодая воспитанница Петра Фоменко Ирина Пегова («Прогулка»), лучшая мужская – Евгений Миронов («Идиот»).
В общем зачете фильм «Бедный, бедный Павел», бывший чемпионом по количеству номинаций, и «орлов» унес больше всех – четыре, но, в основном, второстепенных; «Идиоту» и «Возвращению» досталось по три статуэтки, «Магнитным бурям» — две.
Но странное дело, несмотря на профессионализм церемонии, зритель «зажигаться» не желал, сидел квелый и ждал банкета. Евгению Миронову, вышедшему за призом, даже пришлось взывать к совести и просить аплодировать коллегам дружнее. Причина, судя по всему, в полном отсутствии интриги.
Все было хорошо и правильно, но больно уж ожидаемо.
Поэтому скучали не только зрители, но и лауреаты. Олег Янковский, получив изделие ювелирного дома Carrera & Carrera, пообещал в следующий раз заслужить награду за эпизод и участие в массовке, режиссер Бортко, забирая награду Инны Чуриковой, сварливо заметил, что на ТЭФИ эту же роль посчитали главной, а создатели «Бригады» лишь хмыкнули: «Клево!» Все стало на свои места, когда в апогее церемонии продюсер «Возвращения» Дмитрий Лесневский, получив приз за лучший фильм, ответное слово начал упоминанием Венеции и продолжил своей обидой на «Оскар».
И стало понятно, в чем главный недуг драгоценной птички – премия безнадежно вторична.
Не секрет, что для зрителя важнейшим из искусств давно уже является телевидение. Но, пытаясь служить двум господам, «Орел» в своей телевизионной ипостаси стал лишь дешевым эпигоном ТЭФИ, цитируя ее до плагиата – вручение призов «Бригаде», «Идиоту», Миронову и Чуриковой вызывала устойчивое ощущение дежа-вю. Впрочем, и у киношной ипостаси «Орла» дела не лучше. Спору нет, кино и впрямь не тонет, и интерес к нему нарастает год от года. Но вот беда: фильмы, которые зритель знает и судьба которых ему небезразлична, либо делаются и награждаются на другой стороне Атлантики, либо в упор не замечаются киноакадемиками, как это произошло с российскими лидерами проката-2003 «Антикиллером-2», «Бумером» и «Даже не думай!», старательно вычищенными из всех номинаций. Академикам бы не с «Никой» бодаться, а подумать, как избавить «Орла» от незавидной роли скучной и необязательной перебивки в паузе между врученьями «ТЭФИ» и «Оскара».