Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Как Hyperloop Маска превратился в обычный поезд

Пассажирская капсула Hyperloop One разогналась до 300 км/ч

Hyperloop One во время транспортировки в Неваде, 12 мая 2017 года Hyperloop One/Reuters
Hyperloop One во время транспортировки в Неваде, 12 мая 2017 года

Компания Hyperloop One сумела разогнать капсулу высокоскоростного туннеля до 300 км/ч, что стало рекордом для инновационного транспорта по задумке Илона Маска. Спустя пять лет у Hyperloop появился рабочий прототип, который, однако, отличается от первоначального проекта. Как капсула превратилась из боба в автобус, почему отказались от идеи замкнутой «петли» и сколько компаний одновременно воплощают задумку в реальность — в материале «Газеты.Ru».

Спустя год неторопливых испытаний и небольших скоростей транспорт будущего Hyperloop от Илона Маска наконец показал, на что способен: в рамках теста в 500-метровой трубе в одной из пустынь Невады пассажирская капсула смогла разогнаться до 192 миль в час (около 308 км/ч).

Реклама

Во время испытаний туннель был разгерметизирован настолько, чтобы давление воздуха было эквивалентно высоте 200 тыс. футов над уровнем моря. Капсула под названием XP-1 пролетела по маршруту, используя технологию магнитной левитации, которая сокращает аэродинамическое сопротивление.

Такие результаты позволяют рисовать картины яркого будущего, в котором путешествие через весь земной шар может занимать только считаные часы. Недаром исполнительный председатель компании Hyperloop One Шервин Пишевар не скромничает в выражениях: «Когда вы слышите звук Hyperloop, вы слышите будущее».

Гонка за реализацию

В последние несколько месяцев Пишевар совместно с главным инженером компании Джошем Гигелем посетили несколько стран, рассказывая об амбициозном проекте государственным чиновникам и инвесторам. Несмотря на то что штаб-квартира Hyperloop One находится в Лос-Анджелесе, компания не раз заявляла, что планирует строить свои туннели в основном за пределами США.

На текущий момент капсульный транспорт Илона Маска проходит процедуру технико-экономического обоснования в Великобритании, ОАЭ, Нидерландах, Финляндии, Швейцарии, Швеции и даже России.

Летом прошлого года в рамках XX Петербургского международного экономического форума мэр Москвы Сергей Собянин, председатель совета директоров группы «Сумма» Зиявудин Магомедов и Шервин Пишевар подписали меморандум о намерении сотрудничать с Hyperloop. Если стороны смогут договориться, то потенциально технологии Hyperloop One будут так или иначе применены в рамках транспортной системы Москвы.

Что интересно, Hyperloop One не единственная компания, пытающаяся реализовать футуристическую идею Маска. В 2013 году была основана компания Hyperloop Transportation Technologies во главе с Дирком Алборном.

Он пошел еще дальше Пишевара и сообщил, что осенью 2016 года обсуждал проект транспорта будущего лично с президентом России Владимиром Путиным, который «заинтересовался этой технологией».

По словам Алборна, Hyperloop идеально подходит для России, учитывая размер ее территории и огромные расстояния между городами.

Кроме того, сооснователь Hyperloop One Броган БэмБроган, покинувший компанию из-за разногласий с Шервином Пишеваром, теперь руководит стартапом Arrivo, который по сути занимается тем же самым делом — разработкой транспорта будущего.

Не стоит сбрасывать со счетов и автора идеи Илона Маска, который сперва отказался от реализации своего плана, а в июле 2017 года неожиданно заявил, что получил устное разрешение от правительства США на строительство туннеля Hyperloop, который соединит Вашингтон и Нью-Йорк.

Несмотря на то что в этой гонке принимают участие крупные бизнесмены и инвесторы, Hyperloop еще должен пройти через многие изменения, прежде чем он появится в городах по всему миру. Даже на данном этапе высокоскоростной транспорт уже достаточно далек от первоначального проекта, предложенного Илоном Маском около пяти лет назад.

Маск обещал другое

Прогресс, достигнутый Hyperloop со времени задумки, впечатляет — с 2012 года удалось создать полностью рабочий прототип левитирующей капсулы. Тем не менее, если вспомнить о том, как представлял себе этот проект сам Маск, можно увидеть, что высокоскоростной туннель из транспорта будущего превратился в нечто более близкое и понятное простому обывателю.

Говоря о размере капсулы с пассажирами, Маск изначально представлял себе эдакие сани-боб на трех человек, в которых практически нельзя было повернуться.

Идея предпринимателя заключалась в том, что такая конструкция позволяла установить небольшие бетонные подпорки с минимальным шагом, чтобы «перемахивать» через горы напрямую в тех областях, где строительство дорог исключалось.

Теперь же капсула по размерам больше соответствует небольшому автобусу или вагону метро, а удерживающие туннель колонны стали гораздо больше в диаметре.

Эти изменения позволят перевозить больше людей за один раз, а также избавят страдающих от клаустрофобии от давящего чувства узкой капсулы. Тем не менее размер всей системы Hyperloop уже не позволит осуществлять легкие перевозки в высокогорных районах, как о том мечтал Илон Маск.

Кроме того, Hyperloop скорее всего будет не совсем «петлей», как это отражено в названии проекта (англ. loop — петля). Пока точно неизвестно, как именно будет выглядеть транспортная схема, но скорее всего она будет похожа на стандартное метро в крупных городах мира — когда каждый отдельный туннель ведет к отдельному месту назначения.

Маск же полагал, что конструкция петли поможет перевести Hyperloop на самообеспечение, так как высокая скорость в одном единственном направлении будет константной и обеспечит движение всех капсул в туннеле.

Это задумке не хватало объяснения, как пассажиры будут садиться в капсулу и выходить из нее при поддержании одинаковой скорости на всем маршруте.

Отдельный вопрос вызывает скорость Hyperloop. Последние тесты смогли разогнать капсулу до 192 миль в час, в то время как некоторые японские поезда давно выдают по 200 миль в час, а поезда на магнитной подушке — и все 350.

Илон Маск же обещал, что американцы смогут путешествовать из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско менее чем за 30 минут, что требует средней скорости в 700 миль в час (около 1100 км/ч).

Пока из соображений безопасности разработчики Hyperloop поддерживают в два раза меньшую скорость, чем предсказывал Маск, пытаясь обеспечить максимальное соотношение качества и быстроты.

Внедренные изменения кажутся понятными и неизбежными, если мы говорим о фактической реализации проекта, но все равно не покидает ощущение того, что фантастическая капсула из sci-fi-фильмов оборачивается обычным, пусть и очень быстрым фирменным поездом.