Куда дел деньги Цукерберг

Как переориентация на мобильный рынок изменила схему заработка Facebook

,
Отчет Facebook за первый квартал 2015 года вызвал недовольство инвесторов, так как компания оказалась не готова зарабатывать по-новому с ростом мобильной аудитории. Но, несмотря на это, Марк Цукерберг собирается и дальше вкладывать в новые рынки. «Газета.Ru» решила выяснить, как меняются условия работы и бизнес-модель социальный сети и какие шаги предпринимает руководство соцсети, чтобы вернуть ее былую эффективность.

Главным изменением для Facebook стало то, что подавляющее большинство ее пользователей заходят в социальную сеть с помощью мобильных устройств. Всего в месяц Facebook пользуется 1,441 млрд человек. Из них 1,248 млрд заходят в том числе и через мобильную версию. Но есть такая категория людей, которые вообще не выходят в сеть с компьютера или планшета (через браузер) и пользуются только мобильной версией. Как ни удивительно, таких пользователей в мире более полумиллиарда человек — 581 млн.

Очевидно, что в такой ситуации Facebook просто обязана переориентироваться на мобильный рынок. Тем более что он принес социальной сети 73% всего дохода, или $2,58 млрд. Год назад доля доходов от мобильной рекламы составляла 59%. Общий доход компании за первый квартал при этом составил $3,54 млрд.

Впрочем, это оказалось меньше, чем от Facebook ждали эксперты и инвесторы. По их прогнозам, компания должна была заработать $3,56 млрд, но по вине сильного доллара не смогла. Да, разница на фоне таких цифр незначительная, но все же речь идет о $20 млн. В итоге это привело к падению акций компании более чем на 2%.

В своем докладе инвесторам Цукерберг упомянул любопытную деталь: количество поисковых запросов с мобильных устройств в социальной сети перевалило за 1 млрд ежедневно, и это весьма хорошо для Facebook.

Однако компании необходимо доказать инвесторам, что она может зарабатывать на мобильном рынке. В частности, у инвесторов высокие ожидания от полноценного внедрения видео в социальную сеть: хотя мобильная реклама и оправдала себя, но сегмент видеорекламы пока не смог показать свою состоятельность. То же касается и рекламы в Instagram. И это при том, что, по заявлениям Цукерберга, видео на страницах Facebook смотрят более 4 млрд раз в месяц. Кроме того, инвесторы ждут многого сразу от двух конкурирующих продуктов, которыми владеет Facebook: Messenger и WhatsApp.

В связи с этим огромный рост расходов компании также вызывает недовольство акционеров. За прошедший год они поднялись аж на 83% и составили $2,61 млрд!

Это ощутимо снизило операционную прибыль Facebook: с 43 до 26%. Отчасти это компенсировалось ростом чистого дохода компании на 28%: с $926 млн в первом квартале 2014 года до $1,19 млрд в тот же период 2015-го.

В ходе конференц-звонка по поводу публикации квартальной отчетности глава компании указал, что Facebook продолжит инвестировать в новые для себя сегменты рынка, начиная с виртуальной реальности и заканчивая автономными дронами, раздающими жителям Земли интернет с неба.

Капитальные вложения Facebook за 2014 год возросли на 33% по сравнению с 2013 годом. На что же потратил деньги своей компании Цукерберг? Вспомним самые крупные покупки прошлого года.

Конечно же, самым значительным приобретением 2014 года стал WhatsApp за $19 млрд. Это была необходимая покупка как с точки зрения развития, так и с точки зрения обороны своего рынка. Если бы WhatsApp не купил Цукерберг, его могли бы купить Google или Microsoft. При этом WhatsApp обладал крупнейшей аудиторией из всех мессенджеров на тот момент, огромным опытом привлечения, удержания и монетизации аудитории. Наработки WhatsApp легли в основу Messenger Facebook и позволили постепенно конвертировать десктопную аудиторию социальной сети в мобильную и нарастить ее за счет пользователей WhatsApp.

Второй крупнейшей покупкой стал Oculus за $2 млрд. Идея виртуальной реальности как наиболее органичного для человека вида интерфейса с развитием технологий возвращается в повестку дня после пика и полного спада интереса в 1990-х годах. Однако, в отличие от WhatsApp, Oculus — это задел на будущее, так как очевидно, что сейчас VR-устройства все еще не годятся на роль массового продукта. И не факт, что к моменту «созревания» этого рынка Oculus останется на нем лидером, хотя пока это ему удается.

Летом 2014 года социальная сеть купила платформу для размещения видеорекламы LiveRail за $0,5 млрд. Как можно видеть сейчас, видео стало одним из важнейших направлений развития для Facebook, и покупка позволила компании Цукерберга сэкономить много времени, а также сразу получить готовых клиентов, с которыми можно было экспериментировать уже на своей аудитории.

Еще одной покупкой стала финская компания Pryte, которая разрабатывала технологию, позволяющую избирательно использовать интернет для обеспечения экономии денег на доступе и связи. После визитов Цукерберга по Африке и Юго-Восточной Азии и запуска проекта Internet.org стало понятно, что это был первый шаг в экспансии Facebook в страны третьего мира, где плохо развита телекоммуникационная инфраструктура.

Чуть позднее социальная сеть приобрела компанию Mobile Technologies, специализирующуюся на распознавании голоса, и ее флагманский продукт Jibbigo для синхронного перевода речи. Не надо объяснять, что это направление важно как для развития на разных зарубежных рынках, так и для такого продукта, как голосовой персональный помощник, без которого уже невозможно серьезно конкурировать на мобильном рынке.

В начале 2015 года Facebook добавила к предыдущему приобретению программу распознавания голоса Wit.ai. Таким образом, в недалеком будущем вполне можно ожидать, что у Siri, Google и Cortana появится новая «сестренка».

Наконец, в марте 2015 года Facebook купила и закрыла TheFind — сервис поиска по интернет-магазинам. Это еще один кирпич в мощный фундамент для Facebook как одного из ведущих игроков на рынках поиска и электронной коммерции.

Теперь компании Цукерберга осталось разве что выпустить свой смартфон, но это было бы уже слишком рискованно.