Стали известны даты разбирательства допингового дела российской фигуристки, чемпионки Олимпийских игр — 2022 в командных соревнованиях Камилы Валиевой. Слушания пройдут в Спортивном арбитражном суде (CAS) 26–28 сентября, а 29 сентября назначено резервным днем на случай возникновения непредвиденных сложностей. Валиева примет участие в заседаниях по видеосвязи.
Валиева требует у CAS признать, что он не обладает юрисдикцией, чтобы разбирать претензии WADA, ISU и РУСАДА.
Также российская спортсменка настаивает, что, даже если нарушение было, оно произошло непреднамеренно. В таком случае суд сможет дисквалифицировать Валиеву всего на два года вместо четырех и при этом фигуристка сохранит все свои результаты и медали.
Таким образом Валиева пытается сберечь для себя и для всей сборной России командное золото Пекина-2022. Кроме того, она требует вернуть ей титул чемпионки России — 2022 (турнир состоялся в декабре 2021 года), на котором она и сдала положительную допинг-пробу.
«Госпожа Валиева добивается от CAS признания того, что РУСАДА не доказало нарушение антидопинговых правил, и требует восстановить ее результаты на чемпионате России по фигурному катанию — 2022. В качестве альтернативы она добивается решения о том, что в произошедшем нет ее вины или халатности или, что важнее, что нарушение правил не было преднамеренным. Соответственно, срок дисквалификации должен составлять не более двух лет и никакие результаты не должны быть аннулированы», — говорится в пресс-релизе суда.
Судьи на процесс уже утверждены. Валиева номинировала в качестве одного из арбитров французского юриста Матье Мезоннев. Со стороны ISU и WADA выступит американец Джеффри Мишкин. Председателем назначен представитель Великобритании и Австралии Джеймс Дрейк.
«После слушания коллегия обсудит и подготовит арбитражное решение. На данном этапе невозможно сказать, когда окончательный вердикт будет объявлен.
Решение коллегии CAS будет окончательным и обязательным для исполнения, за исключением права подать апелляцию в Верховный суд Швейцарии в течение 30 дней по ограниченным процессуальным вопросам», — говорится в сообщении CAS.
Руководитель спортивной практики юридического агентства «Клевер Консалт» Анна Анцелиович в комментарии «Газете.Ru» оценила шансы Валиевой выиграть дело или добиться приемлемого для нее результата. Она считает, что вину спортсменки могут признать незначительной.
«Из пресс-релиза CAS видно, что сторона Камилы выдвинула встречные требования: в том числе заявила, что у CAS нет компетенции расследовать данное дело.
Не знаю, на чем базируется такое утверждение, но маловероятно, что CAS признает отсутствие у себя компетенции. Также сторона Валиевой заявила, что нарушения не было, а если и было, то в этом отсутствовала вина или халатность.
Кстати, ISU потребовал признать непреднамеренный прием [запрещенного вещества] и дать два года. Но ввиду особого статуса Камилы (ей было 15 лет на момент нарушения, а значит, она является «защищенным лицом». — «Газета.Ru»), как только признается непреднамеренный прием, незначительная вина или халатность, у нее появляется достаточно широкая «вилка» — от выговора до двух лет дисквалификации.
По моим ощущениям, незначительная вина будет признана — соответственно, вердикт будет в рамках этой «вилки», — считает Анцелиович.
Говоря о возможности апелляции в случае неблагоприятного для Валиевой решения, специалист подчеркнула, что обратиться в Верховный суд можно лишь по процессуальным вопросам в случае нарушения прав одной из сторон. Анцелиович допустила, что именно для этого сторона фигуристки подняла вопрос о компетенции CAS.
«Решение CAS является окончательным и обязательным для обеих сторон. Единственная возможность его обжаловать — обратиться в Верховный суд Швейцарии по процессуальным вопросам. То есть любое решение арбитража (в терминологии российского права — третейского суда) является обязательным для сторон. Они соглашаются на компетенцию суда и, соответственно, обязуются исполнять его решения. Единственная возможность оспорить решение — и кому-то это удается, — если нарушены чьи-то права.
И если сторона Камилы сомневается в компетенции CAS, это дает возможность пойти в Верховный суд Швейцарии. Потому что вопрос о наличии у CAS компетенции является основанием для рассмотрения в Верховном суде. Это как раз процессуальный вопрос.
CAS — арбитражный суд, зарегистрированный в Швейцарии. Поэтому только Верховный суд этой страны может принимать дела. Но он не будет рассматривать по существу, — только процессуальные отступления», — заключила юрист.
Чемпионка России среди юниоров — 2008 Катарина Гербольдт заявила «Газете.Ru», что надеется на положительный исход дела Валиевой.
«Это очень щепетильный вопрос. Я надеюсь и верю в то, что будет какой-то положительный исход.
Очень надеюсь, что будет именно так», — сказала Гербольдт.
О положительной допинг-пробе Валиевой стало известно во время Олимпиады в Пекине. Фигуристка сдала положительный тест на триметазидин 25 декабря 2021 года во время чемпионата России, однако результат пришел с большим опозданием, — к тому моменту она уже приняла участие в командном турнире на Олимпиаде и завоевала золото.
В итоге спортсменке разрешили принять участие и в личном первенстве Игр, где она из-за стресса допустила два падения и заняла лишь четвертое место.
WADA требует дисквалифицировать Валиеву на четыре года. ISU настаивает на аналогичном наказании, но в качестве альтернативы допускает двухлетнее отстранение с 25 декабря 2021 года с аннулированием всех результатов с этого момента.
Таким образом, фигуристка должна потерять золото чемпионата России, а вся национальная сборная рискует лишиться победы в командном турнире Олимпиады-2022.
Ранее, в январе 2023 года, Дисциплинарный антидопинговый комитет (ДАК) РУСАДА оправдал Валиеву, поскольку не нашел доказательств ее вины либо халатности и признал прием триметазидина несчастным случаем (фигуристка настаивала, что небольшая доля вещества попала в ее организм из таблеток дедушки). Основываясь на этом, ДАК постановил отнять у Валиевой только медаль чемпионата России, на котором была сдана злополучная допинг-проба.
Однако ISU, WADA и РУСАДА подали апелляции в CAS на это решение. Выходит, что РУСАДА не согласно с решением собственного дисциплинарного комитета и пытается добиться более сурового наказания для Валиевой.