России права на свой ЧМ не по карману

ФИФА запрашивает с России $120 млн за трансляцию чемпионата мира

Официальный логотип чемпионата мира 2018 по футболу в России РИА Новости
Официальный логотип чемпионата мира 2018 по футболу в России

Россия пока не выкупила у ФИФА телевизионные права на трансляцию матчей чемпионата мира по футболу 2018 года, который она сама же и проводит. «Газета.Ru» разбирается в том, действительно ли российские болельщики могут не увидеть домашний турнир своей сборной?

За 14 месяцев до старта исторического чемпионата мира по футболу, который впервые примет Россия, ФИФА все еще ведет поиск телекомпании, которая будет транслировать матчи турнира на территории страны-хозяйки, сообщает агентство Bloomberg в статье с громким названием «Русские говорят «нет» ФИФА».

Мировое первенство пройдет с 14 июня по 15 июля следующего года. Его матчи примут 11 городов страны: двумя аренами будет представлена Москва, площадками соревнований также станут стадионы в Калининграде, Санкт-Петербурге, Волгограде, Казани, Нижнем Новгороде, Самаре, Саранске, Ростове-на-Дону, Сочи и Екатеринбурге.

За удовольствие посмотреть на баталии из этих городов ФИФА назначила довольно высокую цену: по данным агентства, для России на данный момент она составляет $120 млн, что втрое больше по сравнению с ЧМ-2014, который принимала Бразилия.

В связке с ЧМ-2018 идет и Кубок конфедераций 2017 года, который с 7 июня по 2 июля примут Москва, Санкт-Петербург, Казань и Сочи. Bloomberg не конкретизирует, входят ли права на трансляцию его матчей в вышеназванную сумму, но, по всей видимости, это так.

История с трансляциями, которая сейчас с новой силой всколыхнула российских любителей футбола, на самом деле уже давно тревожит тех, кто должен за ней следить по долгу службы. Еще в сентябре прошлого года президент Российского футбольного союза (РФС) и глава оргкомитета «Россия-2018» Виталий Мутко рассказывал, что ни один телеканал не купил права на трансляцию матчей чемпионата мира в России, а стоимость этого «растет все время».

Конкретизировать цифру он не стал, поскольку «страшно называть сумму». «Она увеличена в разы.

Они (ФИФА) считают, что чемпионат стоит столько-то, потому что сравнивают с рынком британским, европейским, и такую же цену устанавливают для России. Но здесь рекламная минута покупается в рублях, а права продают в долларах. Так что тема непростая», — признал он.

В словах Мутко была огромная доля истины, и для иллюстрации можно привести, например, такие цифры: Английская футбольная премьер-лига за три сезона (с 2016 по 2019 год) получает с двух британских телеканалов £5,136 млрд, а на продаже трансляций в Китай также за три года заработает $700 млн.

Возможно, в то время российских телевизионщиков отпугивали результаты национальной сборной, провалившей свое выступление на Евро-2016.

А ведь, согласно опросу ВЦИОМ, трансляции того турнира смотрели 26% россиян. Вот только после чемпионата Европы, который для команды Леонида Слуцкого завершился уже на групповой стадии, в два раза больше людей (52%) заявили о том, что готовы поставить свою подпись под петицией о роспуске сборной.

Тогда же, в сентябре, Мутко, занимавший в то время пост министра спорта, на совещании по развитию футбола в России, проходившем в Казани, сетовал, что телевизионные трансляции футбольных матчей имеют весьма низкие рейтинги, а аудитория на стадионах на матчах национального чемпионата — «это не посещаемость».

«Правду сказать, за счет двух клубов — «Спартака» и «Зенита», — прокомментировал он данные о 11 тысячах зрителей в среднем на играх РФПЛ. — Остальное посмотреть — 3–5 тысяч в большинстве городов».

В ноябре Мутко, уже в должности вице-премьера (это назначение состоялось в середине октября), впервые назвал запрашиваемую ФИФА сумму — $100 млн.

«ФИФА будет делать тендер. Пока Россия не приобрела права на трансляции, хотя есть пул компаний. Первый канал, ВГТРК и «Матч ТВ» хотят приобрести. Цена, на наш взгляд, завышена, очень сложно будет хотя бы «в ноль» выйти. Права стоили $32 млн, а сейчас они хотят продать за $100 млн», — сказал он.

В декабре Мутко признал, что ФИФА «покупателей прав своих по той цене, которую они поставили, пока не находят». «Идут нормальные бизнес-контакты между ФИФА и нашими телеканалами. Надеюсь, что они договорятся», — отметил при этом он.

Не договорились. В январе генеральный продюсер Первого канала Александр Файфман рассказал, что вместе с ВГТРК и «Матч ТВ»

ФИФА была сделана совместная оферта, а рамках которой была предложена «сумма, которую мы в состоянии собрать с рекламного рынка».

«Сумму сделки я озвучить не могу, но она меньше $100 млн», — рассказал он агентству ТАСС.

А во второй половине февраля Файфман признал, что ситуация не сдвинулась с мертвой точки, «пока не нашли взаимопонимания с нашими коллегами».

«Упирается ли все в цену? Безусловно, да», — сказал он, снова не озвучив ее, поскольку «это является предметом коммерческих переговоров и строго конфиденциально». «Но то, что мы очень далеки от того, чтобы договориться, я, к сожалению, должен констатировать», — отметил представитель Первого канала.

Информация с другой стороны переговорного стола долгое время отсутствовала, не говоря уже о конкретных цифрах, которые пресса узнавала только от представителей России. И вот в марте генеральный секретарь ФИФА Фатма Самура во время посещения Санкт-Петербурга подтвердила, что переговоры ведутся с тремя российскими каналами.

«Уверена, что решение будет. Болельщики России не будут лишены возможности увидеть турнир», — сказала первая в истории ФИФА женщина-генсек.

Некоторые СМИ приводили слова Самуры с добавлением «в ближайшие дни» в контексте сроков решения вопроса. Эти «ближайшие дни» пришли четко по графику, а вопрос остался. «Переговоры о покупке прав продолжаются. Не могу сказать, когда они будут завершены», — заявил агентству «Р-Спорт» генеральный директор Первого канала Константин Эрнст через неделю после сказанного Самурой.

Про «ближайшее время» в конце марта заявила и генеральный продюсер «Матч ТВ» Тина Канделаки. «Мы не боимся этой ситуации, надеюсь, что переговоры закончатся совместной победой ФИФА и основных телевещателей, мы готовимся к этому. Мы будем освещать все города — участники турнира», — цитирует ее «Интерфакс».

ФИФА же продолжала публиковать релизы о том, кому достались права на трансляции матчей российского чемпионата мира в различных уголках планеты, но делала это без указания сумм, которые прописаны в соглашениях, например, с пятью компаниями на показ ЧМ-2018 в 42 странах Африки к югу от пустыни Сахара (это релиз об итогах одного из тендеров).

И вот во вторник Bloomberg сообщает о том, что торг шел вокруг цены в $120 млн, рассказывая о том, что обычно страны, которые получили право на проведение чемпионата мира, выкупают права на его телетрансляции за много лет до его проведения.

Отмечается, что на турнире в России ФИФА планирует заработать $5,5 млрд – на $700 млн больше, чем в 2014 году в Бразилии.

При этом в январе этого года СМИ, ссылаясь на проект ФИФА, сообщали, что именно от продажи телеправ ЧМ-2018 организация намерена выручить $3,1 млрд.

И Файфман, и Канделаки считают, что переговоры должны завершиться самое позднее за месяц до старта Кубка конфедераций — телеканалам именно столько времени нужно будет для того, чтобы сформировать свои концепции освещения турнира. Таким образом, время для того, чтобы найти компромисс, еще есть, но, как следует из хронологии событий, цена со временем только возрастает.

И чем меньше времени будет с момента заключения контракта до старта турнира, тем труднее телеканалам будет «отбить» свои вложения, ведь единственный механизм компенсации от покупки прав — это продажи рекламного времени, которые еще необходимо осуществить. В случае, например, с «Матч ТВ», наверное, это будет проще, поскольку трансляции — это его профиль. «Большому» ВГТРК и Первому каналу же придется поискать рекламодателей под «непрофильную» для себя аудиторию.

Во вторник вопрос о показе ЧМ-2018 был задан встревоженными журналистами и пресс-секретарю президента России.

«Это точно не вопрос Кремля», — сказал Дмитрий Песков, отвечая на вопрос, не является ли это проблемой, в которую должны вмешаться власти страны.

Российская ситуация не выглядит критической хотя бы потому, что подобным вопросом в настоящее время заняты и в Испании — одной из главных футбольных держав планеты. ФИФА объявила тендер на трансляции и в этой стране, а дедлайном поставила 2 мая.

Никто никуда не спешит, идет торг.

Ознакомиться с другими новостями, материалами и статистикой вы можете на странице чемпионата мира по футболу – 2018, а также в группах отдела спорта в социальных сетях Facebook и «ВКонтакте».