Матч за звание чемпиона мира по шахматам, в котором действующий его обладатель норвежец Магнус Карлсен сразится с российским претендентом Сергеем Карякиным, стартует в Нью-Йорке 11 ноября.
— Подготовка Сергея велась в режиме строжайшей тайны: никакой информации, кроме того, что он с середины октября готовится в США. Это такая тактика?
— То, что этот сбор проходил в Майами, было сделано осознанно — чтобы преодолеть проблемы, связанные с разницей во времени. Второй момент: было важно, чтобы он напитался энергией на солнце, в море.
И чтобы это было подальше от шахматного мира — держать в секрете то, кто ему помогает.
— Да, именно об этом все вопросы наталкивались на стену молчания…
— Так мы это и держим в секрете.
Потому что всегда можно определить по тому, кто помогает, какой возможен дебютный репертуар.
Каждый шахматист является специалистом в определенных дебютах. Поэтому мы расскажем, кто Сергею помогал, уже после матча.
— Зато мы знаем, что известная теннисистка Анна Чакветадзе была консультантом Сергея по физической подготовке. Как такая инициатива родилась?
— Нет, о нюансах подготовки мы ничего не раскроем: ни кто врач, ни кто повар. Это абсолютно закрытая информация.
— Много говорилось о том, что для полноценной подготовки гроссмейстерам требуются значительные средства, тот же сбор в Майами — наверняка весьма дорогое мероприятие. А как вообще строится политика федерации по поддержке шахматиста в течение года, в конце которого ему предстоит главный матч жизни?
— Во-первых, у нас есть спонсоры. Спасибо им большое за то, что они помогают и федерации, и самому Сергею.
Конкретно по сбору в Майами: это я оплатил из своих личных средств.
Но многие другие моменты, связанные с подготовкой, оплачивали спонсоры, которые известны, — логотипы их компаний находятся на сайте Российской шахматной федерации, а сами они и на матче присутствуют.
— Какой же порядок суммы, которая вложена в подготовку Карякина к этому матчу?
— Это большие инвестиции, но мы не будем раскрывать конкретные финансовые подробности.
— Статистика личных встреч в классических партиях не в пользу Сергея, но у него никогда не было матчевых противостояний. Марафонская дистанция может изменить расклад сил?
— Многие шахматные специалисты подходили ко мне как к тренеру мужской шахматной сборной и говорили, что «у твоего Карякина шансы такие же, как у Трампа победить на выборах». Семь к трем.
Я вчера Сергею об этом рассказал. Поэтому я думаю, что все будет хорошо. Надеюсь на это.
— То, что вы стали старшим тренером мужской сборной России на шахматной Олимпиаде в этом году, связано в том числе и с этим матчем?
— Я стал тренером, потому что надеялся выиграть золотые медали. Пока, к сожалению, выиграна только бронзовая медаль.
Это лучше, чем на прошлой Олимпиаде в Тромсе, но это не то, чего заслуживает наша команда.
— И вы останетесь тренером, пока не будет золота?
— Посмотрим.
— Но на Олимпиаде вы смотрели не только за тем, как играет наша сборная, но и за Карлсеном?
— Мы концентрировались на матчах с нашими основными конкурентами. Сделали специально такую рассадку, где Сергей играл как капитан команды на первой доске, как настоящий лидер.
У него были самые сильные соперники, и мы видели, как он играет, какие были слабости, насколько он готов функционально. Это позволило устранить эти недостатки на сборах в Майами.
— Участие Сергея в тех же турнирах, что и Магнуса в этом году, — это желание показать фавориту, что его никто не боится?
— И на Олимпиаде мы играли бы с любой командой. Попался бы Карлсен, Сергей играл бы против него.
Турнир в Бильбао — сильный, и тут тоже было важно проверить себя, вскрыть все свои слабости, чтобы учесть это в подготовке. Такая разведка боем.
— Не было таких раздумий: стоит или не стоит там играть?
— Нет, мы никогда от борьбы не уклоняемся.
— Есть еще одна интрига перед стартом чемпионского матча: будет ли на нем присутствовать глава ФИДЕ Кирсан Илюмжинов. Есть ли у вас какие-то данные об этом?
— Я общался с ним в аэропорту перед вылетом в США (в среду. — «Газета.Ru»). И он мне сказал, что
все-таки еще сохраняет надежду получить визу и приехать на матч, хотя бы на его закрытие.
Это решает Госдеп, но пока решения нет.
— Есть же даже формат визы в США — для появления в каком-то конкретном месте…
— Да, но даже этого не получается.
С другими новостями, материалами и статистикой вы можете ознакомиться на странице шахмат, а также в группах отдела спорта в социальных сетях Facebook и «ВКонтакте».